Жанр и композиция романа «Тихий Дон» Шолохова М. А

Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над «Тихим Доном» его настольной книгой была «Война и мир» Л. Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к общезначимому, к судьбам целых народов. Предмет эпопеи не отдельное интересное происшествие, а основы жизнеустройства, пусть даже подвергаемые жестокой проверке и ломке.

Связь событий в ней осуществляется

не столько сюжетом, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным, индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь не непременно нужны для чего-то последующего, но важны сами по себе.

В первой части «Тихого Дона» действие разворачивается неторопливо. По романным каноническим меркам необязательны две рыбалки, поездка казаков на лагерные сборы и т. д. Вторая часть наиболее «романна», но и в ней эпизод принесения присяги молодыми казаками, когда сапог жмет ногу Митьке Коршунову и он возвращается из станицы в хутор в чулке, эпизод с бугаем его отца, распоровшим шею кобылице, во многом самоценны.

В третьей части выделяется вставной исторический эпизод с официально прославленным казаком Кузьмой Крючковым. Другая, романная вставка — дневник Тимофея, любовника Елизаветы Моховой, убитого на войне. Подключение ее к основному действию состоит в том, что этот саморазоблачительный для Тимофея дневник находит, зачем-то обыскивая разлагающийся труп, Григорий Мелехов, но даже не сказано, понял ли полуграмотный казак, что там идет речь о бывшей жительнице его хутора.

Дальше не будет надобности ни в Тимофее, ни в Елизавете. Мишка Кошевой в конце четвертой части чуть не попадает в плен, но благополучно бежит, и на последующий ход действия это событие видимого влияния не оказывает.

Еще в конце третьей части, по времени — в ноябре 1914г., Григорий, приехав в отпуск, порываете изменившей ему Аксиньей, а возобновляются их отношения лишь после встречи у Дона в апреле 1919 г., т. е. через четыре с половиной года из десяти, охваченных действием произведения. Описанию этих лет отведены вся вторая книга и большая часть третьей — здесь развитие основного романного действия задерживается событиями эпоса. И в дальнейшем автор уделяет значительное внимание рассказу о событиях исторических, даже если к главным персонажам они не имеют прямого отношения. Евгений Листницкий, став инвалидом, исчезает из романа в начале третьей книги, а в конце четвертой Прохор Зыков сообщает, что он застрелился. «В седьмой части «Тихого Дона» описываются сражения на юге России во второй половине 1919 года и в начале 20-го, — пишет историк С. Н. Семанов. — Здесь идет речь о стратегических планах сторон, о ходе крупных операций фронтового масштаба и т. п. Правда, в седьмой части почти нет детальной батальной истории, подробностей, столь характерных для изображения в романе боев в Галиции или во время вешенского восстания. И понятно: все главные герои за этот период времени не показаны в боевых операциях: ни Григорий Мелехов, ни Михаил Кошевой, ни другие» [6, с. 61].

Григорий в указанное время воюет в Первой конной, но осваивать еще и эту, во многом самостоятельную, тему Шолохов не стал.

Эпопейная свобода изображаемого жизненного потока все же в основном не подавляет романное начало. Действие «Тихого Дона» и начинается и заканчивается у мелеховского куреня, каждый член большой семьи имеет свою историю. Главный герой в «Тихом Доне», в отличие от «Войны и мира», один, претерпевающий и личные невзгоды, и бедствия Первой мировой и Гражданской войн с их последствиями.

Никто из персонажей — представителей лагеря красных — с Григорием не сопоставим. Его характер, нравственный облик, его судьба концентрируют в себе очень многое. Показательно, что об основных подвигах Григория на «германской» рассказывается бегло и суммарно, зато спасение им мужа Аксиньи Степана Астахова, который перед тем «до трех раз» сзади стрелял в своего обидчика, показано в подробной и динамичной сцене.

Георгиевские кресты получали многие, а этот поступок Григория характеризует только его. Велика и роль единственной настоящей любви героя. Гибель Аксиньи фактически перечеркивает и его жизнь.

Персонажи второго-третьего планов тоже обрисованы как яркие индивидуальности. Их судьбы в конечном счете предопределяют и перспективу народной судьбы. Центральные персонажи целых глав и их комплексов — Петро Мелехов, Евгений Листницкий, Бунчук, Михаил Кошевой, Иван Алексеевич, Митька Коршунов и др. Событие, значимое для многих, может соотноситься с чем-то запомнившимся одному: «У Красного лога, в восьми верстах от хутора Татарского, где когда-то Григорий с женой пахал, где в первый раз признался он Наталье, что не любит ее, — в этот тусклый зимний день на снегу возле глубоких яров спешивались конные сотни, рассыпались цепи, коноводы отводили под прикрытие лошадей» . Где пахали, там сейчас будут сражаться. Где герой признался в нелюбви к жене, там скоро его друг убьет его брата. События, казалось бы, несопоставимые, но оставляющие следы в тяжкой духовной биографии человека, каким-то особенным образом в ней связанные.

Романное и эпопейное начала переплетены в «Тихом Доне» почти так же тесно, как и в «Войне и мире». Однако здесь это единство имеет не идиллический, а трагический характер.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Жанр и композиция романа «Тихий Дон» Шолохова М. А