Анализ стихотворения Бунина «Храм солнца»

Под этим произведением автор поставил не только дату — 6 мая 1907 г., но обозначил и место создания — Баальбек. Знаменитый и загадочный город-храм расположен недалеко от Бейрута, нынешней столицы Ливана. Архитектура Баальбека поражает воображение своими масштабами и качеством обработки камня.

Крупнейшим из сохранившихся шедевров является терраса с колоннами Храма Юпитера, высота каждой из которых превышает 20 м. «Храм Солнца» — стихотворение, порожденное впечатлениями от грандиозной постройки.

Художественное пространство

произведения соответствует названию: оно пронизано светом и солнцем, радостными и восхищенными интонациями. Общему настроению вторит пейзажная зарисовка: акценты сделаны на яркие и чистые оттенки золотистого, синего, зеленого, а также белоснежного цвета снежных горных вершин.

Вторая особенность пространства — его безбрежность. Солнечная панорама захватывает небо и горы, луга и сады. Тишину гармоничной картины нарушает лишь один звук — журчание воды, идущее от горного потока.

Шум ручья становится элементом, дополняющим прекрасный пейзаж: он наделяется оценкой «сладостный» и сравнивается с приятной

прохладой. Скалы и снежные вершины характеризуются сложным торжественным эпитетом «патриархально-царственные» и получают сравнение с пестрой национальной накидкой.

Второй и третий терцеты содержат развернутую антитезу, в которой храм Солнца, идеально вписанный в ландшафт, противопоставляется достопримечательностям Египта. Герой открыто признает превосходство колоннады Баальбека, обращаясь к ней, как к собеседнику. Антитеза строится по признакам: «там» — «здесь», «забвение» — «жизнь», «старость» — «молодость».

Лаконичный африканский пейзаж намеренно лишен привлекательных красок. Стены пирамид — тусклые, «желто-пепельные», а пески — «нагие», бедные, лишенные растительности.

В финале образ древних «допотопных» руин сливается с солнцем, которое наделяется эпитетом «бессмертное». Пейзаж приобретает символическое значение, что подчеркнуто на уровне композиции: последняя строка дана не в составе терцета, а отдельно. Колоннада храма Солнца расположена на пороге «блаженного мира» вечности.

Приобщение к категориям непостижимого и вневременного порождает взрыв положительных эмоций героя и светлый торжественный тон стихотворения, не омраченный нотами грусти.




Анализ стихотворения Бунина «Храм солнца»