Анализ стихотворения Цветаевой «Весна в вагоне»
В 1912 году Цветаева выпустила в московском издательстве «Оле-Лукойе» свой второй сборник, получивший название «Волшебный фонарь» и посвященный супругу Сергею Эфрону. Критиками он был принят более сдержанно, чем первая книга молодой поэтессы. Отрицательно отозвался о нем Николай Гумилев. По его мнению, Марина Ивановна использовала те же темы и образы, что и в «Вечернем альбоме», вот только выглядеть они стали суше. Борис Лавренев назвал сборник «неприятно бледным», найдя в нем лишь несколько милых и тонких стихотворений.
Цветаева
В «Волшебном фонаре» Марина Ивановна продолжает вести своеобразный диалог с поэтом, оказавшим на нее сильнейшее влияние, — Блоком. Впоследствии она посвятит ему небольшой сборник, озаглавленный «Стихи к Блоку» и увидевший свет в 1922 году. В первых книгах Цветаевой фигурирует лирическая героиня Мария Башкирцева, выступающая в роли alter ego поэтессы. За счет использования аллюзий и реминисценций образ этот сближается с блоковской Незнакомкой.
Для
Подобный подход заметен в произведении Цветаевой «Весна в вагоне», датированном 1911 годом. Обратите внимание на строки: Ты улыбнулась нам, Мария, …
Стоит подробно остановиться и на образе Марии Башкирцевой, фигурирующем в «Весне в вагоне». Имя это появилось в творчестве Цветаевой неслучайно. Марина Ивановна имела в виду женщину, реально существовавшую. Мария Башкирцева — французская художница, родившаяся в Полтавской области.
Прославилась она благодаря своему дневнику, который вела с 12 лет и до самой смерти. Жизнь девушки оборвалась рано. Башкирцева скончалась в 25 лет от туберкулеза. Ее дневник пользовался огромной популярностью в России конца XIX века.
Цветаева была самой известной почитательницей Марии. Именно ей посвящен сборник «Вечерний альбом». Кроме того, Марина Ивановна планировала написать цикл стихотворений, адресованный Башкирцевой, но он так и не увидел свет.
Анализ стихотворения Цветаевой «Весна в вагоне»