Анализ стихотворения Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер…»

Стихотворение «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» датировано августом 1925 года. Вероятно, оно вдохновлено июльской поездкой Есенина в родное село Константиново, что в Рязанской губернии.

Согласно воспоминаниям сестры поэта, прожил Сергей Александрович там около недели, которая была наполнена множеством событий. То время — самый разгар сенокоса. С погодой повезло — стояли теплые, сухие деньки. Практически каждый день Есенин проводил вне дома. Он активно помогал отцу с заготовкой сена.

Как-то уехал на двое суток вместе

с рыбацкой артелью. Меланхолия, которой пропитано стихотворение, может быть связана уже с августовским самочувствием Сергей Александровича. Тогда вместе с Софьей Андреевной Толстой он проживал в Баку. Врачи подозревали у него туберкулез.

Есенин постоянно кашлял, сильно похудел, был задумчив и грустен.

Основное средство художественной выразительности, использованное в произведении «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» — антитеза. Прошлое противопоставлено настоящему. Когда-то лирический герой был счастлив. Взаимная любовь окрыляла его, рождала музыку в душе.

С течением времени все изменилось.

Теперь для милой сердцу женщины он ничего не значит. Тальянка, на которой герой когда-то играл, сейчас звучит в руках другого человека. Ее одинокий голос кажется одновременно и родным, и бесконечно далеким. Здесь рождается вторая важная для текста антитеза.

Свое Есенин противопоставляет чужому.

В стихотворении раскрывается тема времени. В его первых строках упомянуты вечные явления, которым тысячи лет, — месяц и ветер. Меняется жизнь лирического героя, но они остаются неизменными. Все повторяется в мире.

Давным-давно с тальянкой ходил персонаж произведения. Сейчас на ней играет другой молодой человек.

Как и немалая часть лирики Есенина, стихотворение «Над окошком месяц, под окошком ветер…» отличается песенным характером. Для создания особой мелодичности Сергей Александрович использует вопросительные и назывные предложения, однородные члены предложения в качестве сказуемых. Недаром произведение легло в основу около десятка музыкальных композиций. Среди их авторов — представители разных жанров — ВИА «Орэра», ансамбль «Радуница», трио «Реликт», П. И. Майборода.




Анализ стихотворения Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер…»