Анализ стихотворения Есенина «Никогда я не был на Босфоре…»
В 1921 году Есенин совершил путешествие в Среднюю Азию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. Поездка в Туркестан — первое соприкосновение поэта с богатой восточной культурой и природой. Впоследствии она стала одним из источников вдохновения при создании цикла «Персидские мотивы», писавшегося в период с 1924 по 1925 гг. Кроме того, сильное влияние на Сергея Александровича оказало творчество известных персидских авторов — Омара Хайяма, Рудаки, Саади, Фирдоуси и других.
Есенин мечтал поехать в Персию, как он сам говорил,
Персия — по сути, лишь экзотический фон, помогающий полнее раскрыть внутренний мир персонажа, изобразить его поиски жизненного смысла.
Пятое стихотворение цикла — «Никогда я не был на Босфоре…». Создавалось оно в конце декабря
Эту откровенность можно рассматривать в качестве признания самого Есенина, который так и не исполнил свою заветную мечту. Интересно, что стихотворение фактически противоречит дневниковым записям, упомянутым выше. Босфор возникает в произведении не случайно.
Пролив выступает в роли связующего звена между Европой и Азией. В некотором смысле в том же качестве воспринимаются «Персидские мотивы» Сергея Александровича.
Центральная тема текста — тоска русского поэта, давно ищущего «в судьбе покоя». Восток видится лирическому герою в романтическом свете. Персия воспринимается им как «веселая страна».
В другом стихотворении цикла она названа «голубой страной Фердоуси». Цвет в данном случае означает несбыточную мечту. Такой характеристикой наделяли его и некоторые немецкие романтики.
Достаточно вспомнить хотя бы голубой цветок из романа немецкого писателя Новалиса «Генрих фон Офтердинген» . Какой бы прекрасной ни была Персия, герою родные просторы все равно дороже: в душе его звучит тальянка, при луне он слышит собачий лай, по-видимому, тщетно пытается избавиться от мыслей о дальней северянке.
Анализ стихотворения Есенина «Никогда я не был на Босфоре…»