Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…»

В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после приезда в Советский Союз Сергей Александрович познакомился с Августой Леонидовной Миклашевской, красавицей-актрисой, служившей в знаменитом Камерном театре Таирова. Поэт мгновенно влюбился в артистку.

Много позже она признавалась, что роман их носил сугубо платонический характер, пара даже никогда не целовалась. Миклашевской Есенин посвятил

проникновенный цикл «Любовь хулигана», в состав которого вошли семь стихотворений — настоящих шедевров русской интимной лирики двадцатого столетия. Открывается серия произведением «Заметался пожар голубой…».

Ключевым мотивом не только рассматриваемого текста, но и цикла в целом, становится мотив отказа от прошлой жизни. Лирический герой фактически обещает возлюбленной начать все сначала. Он намерен навсегда отречься от скандалов, алкоголя.

Сильнейшее чувство, испытываемое по отношению к женщине, заставляет его полностью измениться. Его цель — доказать, «как умеет любить хулиган, как умеет

он быть покорным». Интересно, что лирический герой готов отказаться и от творчества: «…и стихи бы писать забросил».

Для поэта это более серьезный шаг, нежели прекращение посещения кабаков. Смысл жизни отныне заключается не в веселье и создании лирических произведений. Концентрация происходит на образе обожаемой женщины: Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут…

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» отличается кольцевой композицией. В первой и последней строфах повторяются две строки: В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Про скандалы все понятно — из них долгое время складывался имидж Есенина. Немного сложнее с любовью.

Интимная лирика встречалась в творчество Сергея Александровича и до его знакомства с Миклашевской. Вот только любовь там зачастую преподносилась совершенно по-другому. За примерами далеко ходить не надо. В 1924 году поэт выпустил сборник «Москва кабацкая». В нем есть одноименный раздел, предшествующий как раз «Любви хулигана».

В этом цикле любовь предстает перед читателями не светлым чувством, а заразой, чумой, омутом. Кажется, лирический герой разочаровался во всех представительницах слабого пола. Он не стесняется в выражениях, позволяя себе откровенную грубость, вульгарность, неуважение.

Подобное отношение к женщине в творчестве Есенина появляется в первый раз. Впрочем, некоторый свет в конце туннеля заметить можно. Например, в последних строках стихотворения «Сыпь, гармоника.

Скука… Скука…»: Дорогая, я плачу… Прости, прости!

«Москва кабацкая» — крик израненной души, которая пытается найти исцеление. «Любовь хулигана» — обретенное счастье. По стихотворению «Заметался пожар голубой…» понятно, что лирический герой ранее никогда не испытывал столь сильного чувства. Более того — ему до этого момента была неведома настоящая любовь.

Поэтому он считает, что запел про нее впервые.

К сожалению, любовь к Миклашевской не стала для Есенина столь желанным спасением. После отношений с актрисой у него было еще несколько романов. В сентябре 1925 года Сергей Александрович даже женился в третий раз.

Его избранницей стала Софья Андреевна Толстого, внучка Льва Николаевича. Не принес Есенину счастья и этот брак. Отношения с Толстой не помогли избежать трагедии, произошедшей в конце 1925 года, когда Сергей Александрович покончил с собой в ленинградской гостинице «Англетер».




Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…»