Анализ стихотворения Гумилева «Детство»
Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении «Память» возникает фигура «некрасивого» и «тонкого» мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления природы. Обостренное восприятие живого мира позволяет автору наделить образ ребенка определением «колдовской».
Юный герой сторонится сверстников, избрав своими друзьями «дерево» и «рыжую собаку».
Основные мотивы, пунктирно намеченные в «Памяти»,
Во втором и третьем катренах на лидирующую позицию выходит мотив игры, которая послужила одной из причин привязанности маленького героя к родному пейзажу. Начиная с этого эпизода поэт активно применяет олицетворения: «пыльный» куст наделяется прямой речью и способностью шутить, а «дикий» ветер — играть с мальчиком. Образы лопуха
В словах куста содержится намек на сокровенный смысл, который кроется за каждой из привычных реалий природы. Эта тайна кажется чувствительному ребенку особенно захватывающей.
С приходом осени забавы прекращались, и к юному лирическому субъекту приходило волнительное недетское ощущение конечности бытия. Последнее связано с загадкой вечного небесного начала, понимаемой мальчиком как продолжение интересной игры.
Финальный катрен демонстрирует позицию героя-взрослого, для которого изображенные воспоминания отделены прожитыми годами. Лирический субъект трактует «военные забавы» как продолжение увлекательной игры, связанной с поисками скрытых сущностей. Герой не останавливается в своих парадоксальных формулировках: в завершающем двустишии он уравнивает ценность человеческой крови, пролитой в сражениях, и «изумрудного сока» растений.
Столь же высокая оценка образам живой природы дается в стихотворении «Деревья». Растения в отличие от людей располагают «величьем совершенной жизни», которое даровано им высшими силами. В финале произведения озвучивается неожиданная мечта лирического героя: он желает воплотиться в образ дерева — безмолвный, мудрый, близкий божественному началу.
Анализ стихотворения Гумилева «Детство»