Анализ стихотворения Гумилева «Мужик»

Осмысление исторических путей, составляющих будущее России, — многогранная тема, которую поэт развивает в первом послереволюционном сборнике «Костер». Историзм Гумилева включает в себя мифологическую основу: автор трактует современные ему события в обобщенно-философском плане, представляя их как эпизод борьбы двух начал — гармонического и хаотического.

Образ мужика, центральный в поэтическом пространстве стихотворения 1916 г., является олицетворением разрушительных сил. Противоречивые фигуры Григория Распутина и Емельяна

Пугачева определяются исследователями как прототипы «странного» персонажа. Не отказываясь от влияния конкретных аллюзий, следует учитывать, что авторское обобщение нацелено на более обширную историко-мифологическую перспективу.

Первые четверостишия «Мужика» посвящены малой родине персонажа. Среди «чащ» и «болот огромных» стоят «мохнатые и темные» избушки — такая характеристика напоминает жилище отрицательных героев русской сказки, злодеев и колдуний. Повзрослевший герой стремится покинуть родной уголок: здесь появляется бескрайний и символичный образ «бездорожья» — степи.

С

ним связаны детали из «старинной были»: упоминается один из богов языческого пантеона и представитель кочевого племени. Знаменателен и образ ковыля, который восходит к идейно-художественной системе «Слова о полку Игореве».

Мужик держит путь в столицу. Его дорога изобилует разбойничьими атрибутами: «озорной» песней и посвистом, кабацкими «ссорами» и «кровавыми драками». Препятствия не способны смутить или задержать уверенного героя.

«Странный» персонаж быстро добивается успеха: только войдя в столичный город, он тут же «обворожает» не просто женщину, а «царицу Руси». Хитрый мужик скрывает свою темную сущность, надевая маску доброго молодца и православного христианина. Секрет обаяния — «улыбка детская», необычная «озорная» речь и показной, ненастоящий «крест золотой».

Личность героя очаровывает подобно волшебному мороку, способному обмануть настоящий оплот веры, который символизируют кресты знаменитых петербургских соборов.

Беспорядки и смута врываются в жизнь «потрясенной столицы», получающей сравнение с львицей-матерью, вынужденной защищать детенышей.

Стихотворение заканчивается прямой речью персонажа. Допуская собственную скорую гибель, мужик обращается к образам своих двойников из «дикого и убогого» края, связывая с ними мрачное и тревожное будущее страны.




Анализ стихотворения Гумилева «Мужик»