Анализ стихотворения Гумилева «Нет, ничего не изменилось…»
Нарастающий трагизм и мотивы тревоги характеризуют гумилевскую лирику позднего периода. Воин-завоеватель, типичный герой авторского поэтического мира, обнаруживает новые качества: он проявляет себя как мужественный стоик, готовый к очередным жизненным испытаниям. Обращение к евангельским темам часто связывается с ощущениями конца.
По этим принципам формулируется философская доктрина лирического субъекта: «Стою в саду иной земли» или «Ангел ждет душу мою».
Поэтический текст, появившийся в конце 1920 г., проникнут эсхатологическими
Только конец света, обозначенный устоявшейся формулой «час судный», прервет привычный круговорот вещей.
Отвлеченное понятие «невыразимой красоты», которая способна «дивно» преобразить безнадежно серое пространство, связано с теплотой человеческих отношений, любовью и дружбой.
Во второй части произведения появляется обращение к лирическому «ты». Адресат поэтического текста — женщина-«друг». Ее образ,
В описании внешности внимание акцентируется на рыжем цвете волос и светлом оттенке кожи, получающем эпитет «белоснежного». Особенности портрета позволяют связать женский образ с именем Ирины Одоевцевой, ученицы и приятельницы поэта, которая оставила подробные, но противоречивые мемуары о последних трех годах жизни Гумилева.
Сияющий женский образ — единственное, что противопоставлено сгущающейся «тьме». В лучах улыбки «друга» герой становится «самим собой», «на миг» избавляясь от тревоги и тоски.
Финал стихотворения не оставляет сомнения в скорой победе угрожающей мглы, которая порождает отчаяние и предчувствие скорого конца. Интересно, что даром предвидения обладает только лирический герой, а его «друг»-адресат, который способен на краткий миг сдержать наступление мрака, не ощущает ни сгущающейся атмосферы опасности, ни ценности своих способностей.
Эсхатологические мотивы получают развитие в «Канцоне», датированной тем же периодом. Проклятая реальность подобна «задворкам мира» или «гниющему водоему», и только в искренних чувствах милой — истинная жизнь героев, яркая, динамичная и радостная.
Анализ стихотворения Гумилева «Нет, ничего не изменилось…»