Свое поэтическое творение молодой автор вложил в письмо Брюсову, которое датировано концом лета 1907 г. Выбирая тему для стихотворения, Гумилев проявил себя как наследник романтической традиции. Перчатка ассоциировалась с достоинством, отвагой и благородством происхождения, но прежде всего обозначала сердечный интерес знатной красавицы и ее кавалера. Шиллеровскую балладу, заглавием которой послужил небольшой аксессуар, интерпретировали Жуковский и Лермонтов.
Классики создали два самостоятельных произведения, где акцентировались разные грани взаимоотношений бесстрашного рыцаря и придворной дамы.
Любовные мотивы присутствуют в художественном пространстве гумилевского творения. Лирический герой соотносит вещицу с «загадкой», сладким воспоминанием о возлюбленной, которое вызывает неясные мечты, «уводит мысль во тьму».
Внимание к вещи, центральное положение ее образа, подкрепленное лексической анафорой, предвосхищает акмеистические установки на точность изображения реалий быта: «эластичная перчатка» плотно облегает руку героя.
Аксессуар приобретает статус «верного друга». Скромной вещице удалось заслужить высокое право, поскольку она стала хранительницей волнующего момента свидания — прикосновения «тонких пальцев» возлюбленной. Точность и свежесть тактильных воспоминаний тождественна слуховой памяти, надежно сохраняющей в уме услышанную мелодию.
Любовное переживание, изображенное при помощи детали, сближает гумилевское произведение со стихотворением «Поцелуй» Баратынского, в котором лирического героя «в шуме дня» и ночной тиши преследует миг «напечатленья» нежного прикосновения губ, несущий «наслажденье» и «изнеможенье». В обоих поэтических текстах деталь, через которую представлена реальность, связывает лирическое повествование с идеальным миром чувств.
Финальное пятистишие содержит рефрен, который поддерживает мотив волнующего воспоминания-загадки. Лирический субъект испытывает желание носить перчатку до новой встречи с милой, возводя вещь в ранг фетиша, возвращающего героя к сладостным воспоминаниям.
Ритмический рисунок строф «Перчатки» изобилует сложными чередованиями, имеющими характер творческого эксперимента. Любовный сюжет соотносит произведение с жанром баллады, а психологизм изображения внутреннего мира — с романтической элегией.
Дайджест:
- Анализ стихотворения Жуковского «Перчатка»К одноименной балладе Шиллера обращался не только Жуковский: в 20-30 гг. XIX вв. появилось несколько переводов стихотворного текста немецкого автора. Переложение Жуковского, увидевшее свет в 1831 г., считается наиболее близким к оригиналу по своему содержанию. В основу сюжета лег случай из жизни французского двора. Король Франциск и его пышная свита собрались, чтобы развлечься средневековой забавой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Отравленный»Мотив любви как ядовитого зелья, знаковый для лирики Гумилева, характеризуется автобиографичностью. Известно по крайней мере о трех попытках самоубийства, которые предпринимал поэт в юношеские годы, в период увлеченности Анной Горенко. Женский образ отравительницы возникает и в творчестве Ахматовой, однако опьяняющая горечь в трактовке поэтессы скорее характеризует сложность отношений, чем конкретные свойства напитка. «Терпкая печаль» душевной ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Ягуар»Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных. Начало «Ягуара» определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию «странного сна», типичную для ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Сон»Произведение, написанное в 1917 г., вошло в сборник «К Синей звезде», изданный после гибели автора. Революционный год застал Гумилева в Париже, где он увлекся Еленой Дюбуше. «Девушка с газельими глазами» отвергла ухаживания поэта и вскоре вышла замуж за состоятельного американца. Одной из основных особенностей стихотворений парижского периода становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Дождь»Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины. Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому «я», но представляется «рябым», пестрым, когда свет преломляется ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Война»Поэт отправился на фронт добровольцем, хотя по состоянию здоровья имел освобождение от военной службы и мог без труда отказаться от призыва. Первый год вызвал самые яркие перемены и впечатления: за храбрость и мужество Гумилев был отмечен двумя Георгиевскими крестами, а позже получил чин прапорщика. Тогда же появились поэтические тексты, составляющие небольшое наследие военной лирики Гумилева. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Еще не раз Вы вспомните меня…»В конце весны 1917 г. прапорщик Гумилев покидает Петроград, направляясь в зарубежную командировку. Место службы — Париж, военный комиссариат русских войск во Франции. Начало нового периода жизни ознаменовалось знакомством с Еленой Дюбуше. Вдохновение, порожденное чувством неразделенной любви к «девушке с огромными глазами», стало причиной появления лирического цикла, в котором насчитывается более трех десятков стихотворений. Анализируемое ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Кенгуру»Нерастраченные любовь и нежность стали для Николая Гумилева чем-то вроде символа семейной жизни. Его отношения с Анной Ахматовой с самого начала складывались очень непросто, и сама поэтесса признавалась, что вышла замуж за навязчивого молодого человека лишь из опасений, что он все же покончит жизнь самоубийством. Гумилев догадывался об этом, однако поначалу упивался своими чувствами и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Любовь»Одно из загадочных поэтических творений, «Любовь» была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Поэту»Произведение, написанное зимой 1908 г., было отправлено молодым автором на рецензию мэтру Брюсову, с которым у поэта сложились теплые отношения. В своем письме Гумилев просил не расценивать стихотворный текст как поэтическое творение, а считать его теоретическим рассуждением о принципах стихосложения. Брюсову была близка тема предназначения поэзии: сила художественного слова сродни кинжалу, а его задача состоит ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Смерть»Танатологические мотивы характерны для гумилевской поэтики, однако на протяжении творческого пути трактовка вечной темы претерпевала изменения. В ранней лирике смерть принимает конкретные, хотя и разнообразные облики, и зачастую соотносится с религиозными темами. В стихотворении 1905 г. смерть предстает в двух образах, один из которых относится к прошлому, а другой — к настоящему. Описание первого лика ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Умный дьявол»Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка «мой друг», определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Детство»Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении «Память» возникает фигура «некрасивого» и «тонкого» мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления природы. Обостренное восприятие живого мира позволяет автору наделить образ ребенка определением «колдовской». Юный герой сторонится сверстников, избрав своими друзьями «дерево» и «рыжую собаку». Основные мотивы, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Девочка»Автобиографичность — несомненная черта произведения, датированного летом 1917 г. В поэтическом тексте отразились непростые отношения автора и его первой супруги Анны Ахматовой, которая стала прототипом обоих женских образов, созданных в стихотворении. Особое значение приобретают воспоминания о первых встречах двух поэтов: 17-летний юноша, едва познакомившись с «дикой девочкой» Аней, воспылал к ней горячей любовью. В центре ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «О тебе»Принято считать, что Николай Гумилев на протяжении всей своей жизни любил лишь одну женщину, и ею была его супруга, поэтесса Анна Ахматова. Однако это не совсем так. После нескольких лет относительно счастливой жизни отношения супругов зашли в тупик. Ахматова мечтала о том, чтобы муж всегда был рядом и при этом признавал за ней право быть ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Дон-Жуан»Образ дона Жуана — испанского распутника — один из самых популярных в мировой литературе. Количество произведений, в которых встречается этот персонаж, — около 150. В частности, к нему обращался Гумилев. Современники по-разному характеризовали поэта, но нередко в их описаниях встречались следующие слова: авантюрист, мечтатель, поклонник опасностей и приключений, романтик. Сам стихотворец считал себя крайне некрасивым ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Перстень»Произведение, созданное в 1920 г., объединяет в себе жанровые признаки баллады и русской сказки. Популярный сюжет о потере девушкой кольца, подаренного возлюбленным, составил основу «Перстня», однако развитие и развязка темы оригинальны и не имеют явной связи с фольклорными источниками. В гумилевском творении присутствуют автобиографические мотивы: в пору юношеской увлеченности Анной Горенко поэт преподнес возлюбленной дорогой ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…»Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался на протяжении нескольких лет. Тем не менее, семейная жизнь двух неординарных личностей не сложилась, и уже через несколько лет после свадьбы Гумилев и Ахматова стали друг для друга совершенно чужими ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Ужас»Произведение, созданное осенью 1907 г., сочетает в себе жанровые особенности баллады и готического романа. Лирическое повествование от первого лица напоминает рассказ о кошмарном сне. Отталкиваясь от мотива прогулки, сквозного для гумилевской поэтики, сюжет движется в сторону нагнетания признаков опасного мистического путешествия. Длинная панорама коридора, в котором разворачивается действие «Ужаса», характеризуется знаковыми особенностями — тишиной, полумраком ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Я и вы»Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение «Я и вы», в котором не только раскрывает свои чувства, но и предсказывает собственную гибель. Гумилев понимает, что у них с Еленой нет общего будущего — они слишком разные. Поэтому данное произведение ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Сонет»В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества — человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей — завоевателя и охотника, воина и моряка — неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя. Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Прогулка»Лето 1911 г. молодой поэт провел в усадьбе матери Слепнево Тверской губернии. Веселый, деятельный, устраивающий разнообразные забавы, Гумилев был душой компании, состоящей из родственников и соседей, владельцев близлежащих имений. Особенно нравились поэту две юные барышни-сестры, Мария и Ольга, которые приходились ему дальними родственницами. Первая обладала тихим и спокойным характером, вторая была бойкой и очаровательной, прекрасно ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Душа и тело»Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического «я». Герой «Памяти», открывающей «Огненный столп», начинает исследование-самоанализ личности. Стихотворение «Душа и тело», созданное в 1919 г., моделирует полифоническую картину внутреннего мира «угрюмого и упрямого ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Девушке»Летом 1911 года Николай Гумилев после возвращения из Парижа решил представить свою супругу Анну Ахматову дальним родственникам, проживающим в Бежецком уезде. Именно в Слепнево, родовом поместье Николая Гумилева, и было написано стихотворение «Девушке», которое он посвятил свой племяннице Елизавете Кузьминой-Караваевой. К тому моменту родственница Гумилева уже состояла в браке, но совершенно не напоминала замужнюю женщину, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Нет, ничего не изменилось…»Нарастающий трагизм и мотивы тревоги характеризуют гумилевскую лирику позднего периода. Воин-завоеватель, типичный герой авторского поэтического мира, обнаруживает новые качества: он проявляет себя как мужественный стоик, готовый к очередным жизненным испытаниям. Обращение к евангельским темам часто связывается с ощущениями конца. По этим принципам формулируется философская доктрина лирического субъекта: «Стою в саду иной земли» или «Ангел ждет ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Он поклялся в строгом храме»Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей — на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Она»Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Выбор»Произведение 1908 г., вошедшее в сборник «Романтические цветы», отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой «Белой Невестой», прекрасной женщиной — «нежной» и «бледной», ласковой и манящей. Россыпь коротких экспрессивных историй с ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8-10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны. Казалось бы, в тяге к ... Читать далее...
- Краткое содержание «Перчатка» ШиллераШиллер Фридрих Иоганн Произведение «Перчатка» Перед своим зверинцем, С баронами, с наследным принцем, Король Франциск сидел; С высокого балкона он глядел На поприще, сраженья ожидая; За королем, обворожая Цветущей прелестию взгляд, Придворных дам являлся пышный ряд. Король дал знак рукою — Со стуком растворилась дверь: И грозный зверь С огромной головою, Косматый лев Выходит, Кругом ... Читать далее...
Анализ стихотворения Гумилева «Перчатка»