Анализ стихотворения Гумилева «Природа»
Точная дата создания произведения осталась неизвестной. «Природу» относят к 1918 г. — времени выхода сборника «Фарфоровый павильон», в который вошло стихотворение. Эта поэтическая книга — особое явление в творчестве Гумилева: она содержит вольные переводы стихотворений китайских авторов, доступные поэту в переложении из французских источников. Языки трех стран и культур, преломленные в художественном мире лирического героя, создают оригинальную философскую картину — очередной этап в авторских поисках путей преодоления
«Природа» — изящная стихотворная миниатюра, написанная белым стихом. Ее композиция построена на комплексе сложных метафор, компоненты которых переставлены местами. В глазах лирического субъекта озеро уподобляется полной чаше, бамбук — хижинам, вершины деревьев — «морю крыш», острые горные пики — пагодам.
В этих соответствиях первичными становятся реалии, созданные руками человека, а естественные детали пейзажа трактуются как следствие, сходное с первыми компонентами по некоторым из признаков. В результате достигается свежий эффект обратного движения смысла
Интересно, что среди необычных форм возникает и троп в традиционной интерпретации: метафора «море крыш» демонстрирует обычную композицию художественно-стилистической фигуры.
В финальном двустишии содержится философский вывод, сопровождаемый наречием «весело». Лирического героя забавляет собственное предположение о том, что «вечная природа» может стать ученицей рода человеческого. Пейзаж с перевернутой логикой расценивается как вариант интеллектуальной игры, которая требует внимательности и спокойной сосредоточенности от наблюдателя.
Именно такие интонации возникают в зачине стихотворения, изображающем невозмутимую гладь небольшого озерца.
Лирическая ситуация произведения предполагает, что герой не мыслит себя вне природного мира, способного залечить душевные раны и принести желанное умиротворение. Подобный мотив — один из ведущих в стихотворениях «Фарфорового павильона». Наблюдение за видами природы становится одним из излюбленных занятий для персонажей сборника: компания друзей, плывущих в лодке, занята толкованием узоров из «легких туч», а герой-поэт влюбляется в «прекрасную богиню» — луну, и даже чувствует ее небезразличие.
Анализ стихотворения Гумилева «Природа»