Анализ стихотворения Гумилева «Ужас»
Произведение, созданное осенью 1907 г., сочетает в себе жанровые особенности баллады и готического романа. Лирическое повествование от первого лица напоминает рассказ о кошмарном сне. Отталкиваясь от мотива прогулки, сквозного для гумилевской поэтики, сюжет движется в сторону нагнетания признаков опасного мистического путешествия.
Длинная панорама коридора, в котором разворачивается действие «Ужаса», характеризуется знаковыми особенностями — тишиной, полумраком и неподвижностью. Все свойства враждебны герою-«пришлецу»,
Место встречи с чудовищем окутано более глубоким сумраком: его фигура «едва заметна». Наступающей тьме противостоит лишь «взор горящий» героя, а сам рассказчик неумолимо и размеренно приближается к опасности, будто не осознавая ее.
В начале второй части произведения появляется первый пример эмоционального ответа на ситуацию: лирического субъекта пронзает страх — внезапный и сильный, который «вцепился» подобно «зверю».
Встреча с безобразной фигурой, ее мерзкий «хриплый шепот» образуют кульминационный момент в стихотворном рассказе героя.
Финальный катрен не сообщает ничего определенного о развязке конфликта. Лирическое повествование останавливается на картине страшного свидания. Показательно, что все глаголы завершающего четверостишия имеют несовершенный вид: они фиксируют момент кульминации. Упоминания о наплывающей полумгле, «бледном ужасе», который умножается в «бесчисленных зеркалах», призваны сосредоточить читательское внимание на отрицательных эмоциях героя.
Художественные приемы будто растягивают во времени наиболее устрашающий момент кошмара.
Тема маскарада становится центральной в одноименном стихотворении, которое датировано тем же периодом, что и «Ужас». Легкомысленные праздничные интонации, господствующие в этом стихотворении, в финале сменяются потрясением: душу лирического героя пленяет зловещая «царица», олицетворяющая темное начало, скрытое под маской куртизанки.
Анализ стихотворения Гумилева «Ужас»