Анализ стихотворения Гумилева «Ужас»

Произведение, созданное осенью 1907 г., сочетает в себе жанровые особенности баллады и готического романа. Лирическое повествование от первого лица напоминает рассказ о кошмарном сне. Отталкиваясь от мотива прогулки, сквозного для гумилевской поэтики, сюжет движется в сторону нагнетания признаков опасного мистического путешествия.

Длинная панорама коридора, в котором разворачивается действие «Ужаса», характеризуется знаковыми особенностями — тишиной, полумраком и неподвижностью. Все свойства враждебны герою-«пришлецу»,

и это впечатление поддерживает лексика с соответствующими значениями: «враждебный», «странен», «зловещий», «хмурый», а также сравнение безмолвия с «врагом».

Место встречи с чудовищем окутано более глубоким сумраком: его фигура «едва заметна». Наступающей тьме противостоит лишь «взор горящий» героя, а сам рассказчик неумолимо и размеренно приближается к опасности, будто не осознавая ее.

В начале второй части произведения появляется первый пример эмоционального ответа на ситуацию: лирического субъекта пронзает страх — внезапный и сильный, который «вцепился» подобно «зверю».

Портрет чудовища похож на маскарадный костюм, самая жуткая деталь которого — окровавленная морда гиены с пустыми глазницами. Контраст ужасной головы с красотой «девичьих плеч» усиливает впечатление, порожденное фантастическим образом.

Встреча с безобразной фигурой, ее мерзкий «хриплый шепот» образуют кульминационный момент в стихотворном рассказе героя.

Финальный катрен не сообщает ничего определенного о развязке конфликта. Лирическое повествование останавливается на картине страшного свидания. Показательно, что все глаголы завершающего четверостишия имеют несовершенный вид: они фиксируют момент кульминации. Упоминания о наплывающей полумгле, «бледном ужасе», который умножается в «бесчисленных зеркалах», призваны сосредоточить читательское внимание на отрицательных эмоциях героя.

Художественные приемы будто растягивают во времени наиболее устрашающий момент кошмара.

Тема маскарада становится центральной в одноименном стихотворении, которое датировано тем же периодом, что и «Ужас». Легкомысленные праздничные интонации, господствующие в этом стихотворении, в финале сменяются потрясением: душу лирического героя пленяет зловещая «царица», олицетворяющая темное начало, скрытое под маской куртизанки.




Анализ стихотворения Гумилева «Ужас»