Анализ стихотворения Гумилева «Ягуар»

Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных.

Начало «Ягуара» определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию «странного сна», типичную для гумилевской лирики. В зыбкой реальности сновидения лирическое

«я» переживает несколько перевоплощений, первое из которых — образ звезды. По «недоброму жребию» герой получает новое тело, на этот раз являясь в облике большой южноамериканской кошки.

Образ ягуара антропоморфичен. Дикого зверя обуревают человеческие страсти, которые поддерживаются ощущениями физической мощи нового тела. «Сгорал», «пламя грозного пожара» — показательно, что для изображения эмоций героя-хищника поэт применяет лексику, семантически близкую категории огня, одного из ключевых понятий в творчестве Гумилева. Существенны отличия между носителями света: спокойное

мерцание звезды трактуется как близкое божественному началу и благотворное, а огненные чувства ягуара — как губительные, сжигающие душу лирического субъекта.

Центральная и финальная части построены на колористической антитезе. Зверя окружает мрак: «пустое сумрачное поле», «полуночная», «темный перелесок». Среди тусклого ночного пространства возникает новая световая доминанта — образ «Белой Невесты», в который обратилась многоликая смерть.

Ее привлекательную фигуру определяют выразительные детали: «яркие подвески», усиливающие игру света, грациозность и величественность, которые придают сходство с образами лани и королевы.

Явление «Белой Невесты» порождает бурю эмоций в душе героя-хищника: смущение и робость, восхищение и любование. Ласковый взгляд героини гипнотизирует хищника. Мощный и быстрый ягуар, который «окован» приказом девы-смерти, погибает, не в силах оказать сопротивление стае «яростных собак».

Сравнение с шакалом подчеркивает бесславный и нелепый характер смерти грозного зверя.

За сценой гибели лирического «я» следует финал. «Белая Невеста», выполнив зловещую миссию, медленно удаляется. Игра света, в которой участвуют лунные лучи, звезды и украшения героини, соотносит ее образ с верхней точкой вертикали художественного пространства. Смерть выступает исполнительницей повеления высших сил.

Композиция «Ягуара» замыкается в кольцо, невозмутимо возвращаясь к картине звездного неба, представленной в зачине.




Анализ стихотворения Гумилева «Ягуар»