Анализ стихотворения Гумилева «Ягуар»
Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве этого стихотворения читатель наблюдает перевоплощение лирического субъекта в персонажа, пришедшего из мира животных.
Начало «Ягуара» определяет рамки сюжета: герой моделирует ситуацию «странного сна», типичную для гумилевской лирики. В зыбкой реальности сновидения лирическое
Образ ягуара антропоморфичен. Дикого зверя обуревают человеческие страсти, которые поддерживаются ощущениями физической мощи нового тела. «Сгорал», «пламя грозного пожара» — показательно, что для изображения эмоций героя-хищника поэт применяет лексику, семантически близкую категории огня, одного из ключевых понятий в творчестве Гумилева. Существенны отличия между носителями света: спокойное
Центральная и финальная части построены на колористической антитезе. Зверя окружает мрак: «пустое сумрачное поле», «полуночная», «темный перелесок». Среди тусклого ночного пространства возникает новая световая доминанта — образ «Белой Невесты», в который обратилась многоликая смерть.
Ее привлекательную фигуру определяют выразительные детали: «яркие подвески», усиливающие игру света, грациозность и величественность, которые придают сходство с образами лани и королевы.
Явление «Белой Невесты» порождает бурю эмоций в душе героя-хищника: смущение и робость, восхищение и любование. Ласковый взгляд героини гипнотизирует хищника. Мощный и быстрый ягуар, который «окован» приказом девы-смерти, погибает, не в силах оказать сопротивление стае «яростных собак».
Сравнение с шакалом подчеркивает бесславный и нелепый характер смерти грозного зверя.
За сценой гибели лирического «я» следует финал. «Белая Невеста», выполнив зловещую миссию, медленно удаляется. Игра света, в которой участвуют лунные лучи, звезды и украшения героини, соотносит ее образ с верхней точкой вертикали художественного пространства. Смерть выступает исполнительницей повеления высших сил.
Композиция «Ягуара» замыкается в кольцо, невозмутимо возвращаясь к картине звездного неба, представленной в зачине.
Анализ стихотворения Гумилева «Ягуар»