Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»

«Не верь себе» — стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив — конфликтные отношения стихотворца и общества.

К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение. У Барбье говорится: «Какое мне в конце концов

дело до грубого крика всех этих шарлатанов…». Михаил Юрьевич вместо местоимения «мне» ставит «нам». В итоге существенно меняется смысл.

У Барбье лирический герой осуждает других стихотворцев. В интерпретации Лермонтова строки звучат будто бы от лица толпы.

Уже в самом тексте «Не верь себе» подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта.

Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках

Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом.

Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.

«Не верь себе» — произведение, до сих пор вызывающее споры среди литературных критиков. По мнению Белинского, речь в стихотворении идет о сочинителе, не имеющем истинного дарования. Якобы именно поэтому в первых строках лирический герой советует «молодому мечтателю» опасаться вдохновения и не искать в нем напрасно признака небес.

Подобное толкование «Не верь себе» стоит признать несколько узким. Лермонтов не столько обличает эпигонство, сколько размышляет о важнейшей проблеме романтизма как направления в искусстве — невыразимости. Поэтический дар в стихотворении представляется отравленным напитком, раз узнавший его в дальнейшем обречен на мучения от неудовлетворенности собственными творениями. Для художника-романтика процесс сочинения сложен и порой невыносим, ведь он способен воспринимать сигналы из другой реальности.

Мир обыденный отразить в творчестве возможно, но как передать то, что ощущается душой?

По мнению ряда исследователей, прямой предшественник лермонтовского «Не верь себе» — «Невыразимое» Жуковского, а ближайший известный последователь — «Silentium!» Тютчева.




Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»