Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…»
Михаил Лермонтов, чей литературный дар проявился в достаточно раннем возрасте, к 18 годам был уже сформировавшимся поэтом. В этот период он не планировал посвятить свою жизнь творчеству, рассчитывая сделать блестящую научную карьеру. Тем не менее, судьба распорядилась иначе, и он был отчислен из Московского университета. Мрачный 18-летний юноша с богатым воображением, которое в какой-то период стало для него не только источником вдохновения, но и превратилось в особый мир, полный несбыточных надежд, Лермонтов решил круто изменить свою жизнь,
Параллельно он обдумывает возможность реализации своих поэтических дарований и даже пытается публично читать стихи на светских раутах, которые воспринимаются достаточно благосклонно. Молодой поэт при всей сложности и резкости своего характера, неумении сходиться с людьми и вести светские беседы, тем не менее, любит бывать в обществе, которое привлекает его гораздо больше, чем армейская служба. Однако в какой-то момент Лермонтов понимает, что прожигает свою жизнь зря, и это открытие больно задевает его самолюбие.
Он вновь начинает мечтать о подвигах и глубоких душевных переживаниях, которые,
Однако такая жизнь не по душе Лермонтову, который не видит никакой пользы в подобно времяпровождении.
Именно поэтому в первых строчках стихотворения автор открыто признается: «Хочу печали любви и счастию назло». В его понимании лишь это чувство, отдающееся болью в сердце, достойно уважения, потому как умиротворение и спокойствие — первый шаг к равнодушию, которого так боится поэт. Не равнодушия по отношению к нему, а собственного безразличия, которое неизбежно, когда человек пресыщается жизнью.
И лишь только глубокие страдания могут заставить его выйти из душевного оцепенения, которое для поэта особенно губительно. Поэтому автор подчеркивает, что именно счастливые моменты жизни «мой ум избаловали и слишком сгладили чело».
Лермонтов готов бросить вызов светскому обществу, которое пока еще относится к нему достаточно благосклонно. Это — естественное желание прирожденного бунтаря, не желающего смиряться с очевидными вещами. Впрочем, подобные черты характера проявлялись у поэта с раннего детства, когда он осознал, что мир устроен совеем не так, как ему рисовалось в сладких грезах, и в нем уже нет место подвигам. Но зато есть возможность противопоставить себя всем тем, кто жаждет спокойной и счастливой жизни, считая это высшим благом. Поэтому Лермонтов словно бы подбадривает сам себя, заявляя: «Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман».
Будущая жизнь видится ему бурной и полной событий, а свою судьбу он отождествляет с бурным океаном. «Что без страданий жизнь поэта?», — вопрошает автор, и сам же отвечает на этот вопрос, подчеркивая, что он «хочет жить ценою муки». Проводя параллель с бушующей водной стихией, Лермонтов отмечает, что она «даром славы не берет». Именно таким он видит свой путь в литературе — тернистым, сложным, полным противоречий и непонимания.
И уже в столь молодом возрасте автор к этому готов, считая, что если его творчество будет по достоинству оценено современниками, то будущие поколения попросту забудут сладкоголосого поэта, который создавал свои стихи лишь для того, чтобы добиться сиюминутной славы и снискать одобрение высшего света.
Анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…»