Анализ стихотворения Мандельштама «Айя-София»

Первый вариант стихотворения «Айя-София» вошел в дебютную книгу Мандельштама «Камень», увидевшую свет в 1913 году. Произведение посвящено Софийскому собору, расположенному в турецкой столице — Стамбуле. Долгое время он был православным храмом, затем здание заняла мечеть. На сегодняшний день выдающийся памятник архитектуры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В его стенах находится музей. Около тысячи лет Софийский собор считался самым большим христианским храмом. Превзойти его смог римский католический собор святого

Петра, строительство которого завершилось в семнадцатом столетии.

В 1912 году Мандельштам обратился к акмеизму, что нашло отражение в «Айе-Софии». Поэт со знанием дела и точностью оперирует архитектурными терминами. Он упоминает апсиды, экседры, говорит о парусах. Стоит отметить, что архитектурные мотивы играют важную роль в первых двух сборниках Осипа Эмильевича. «Айя-София» — не единственное стихотворение, полностью посвященное зданию.

Также есть произведения, в которых рассказывается о Казанском соборе, Адмиралтействе, Нотр-Дам-де-Пари. Повышенное внимание к архитектуре способствовало появлению

в лирике Мандельштама ряда отличительных черт — монументальность и торжественность, отказ от туманности символистов в пользу предметности реального мира, логика построения. Слово Осип Эмильевич воспринимал как камень, поэта — как зодчего.

По замечанию известного литературоведа Михаила Леонидовича Гаспарова, в «Айе-Софии» звучит дорогая сердцу Мандельштама тема культурной непрерывности. Софийский собор организует как время, так и пространство. Он представляет собой зримое напоминание о годах основания Константинополя.

Обратите внимание, с чего начинается стихотворение: Айя-София — здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Осип Эмильевич имеет в виду предание, согласно которому сам Бог указал римскому императору Константину I Великому место для закладки города. Первые строки текста — прошлое храма, начальная точка отсчета. Последняя строфа стихотворения — рассуждения лирического героя о будущем собора. По его мнению, «мудрое сферическое зданье» способно пережить века и народы.

Софийский собор у Мандельштама — скорее, не символ православия, а олицетворение божественного совершенства и вечности.




Анализ стихотворения Мандельштама «Айя-София»