Анализ стихотворения Мандельштама «Сегодня дурной день…»
В 1913 году Мандельштам выпустил дебютный сборник, получивший название «Камень». Впоследствии он два раза переиздавался — в 1916 и 1923. При этом менялось его содержание.
В первый вариант книги вошло стихотворение «Сегодня дурной день…», написанное в 1911-м. Текст можно условно разделить на пару частей. В двух начальных строфах речь идет о вещах земных. Лирический герой в импрессионистической манере описывает то, что происходит у него на глазах. Перед взором читателей предстает «сумрачных скал сень».
Кроме того, Мандельштам
В конце второй строфы он передает читателям свое ощущение пространства и времени — неотъемлемые категории мышления человека, по мнению великого немецкого философа Канта. В двух последних четверостишиях герой рассматриваемого текста начинает мыслить глобально. Его сознанию становится тесно в земных границах. Из упорядоченного бытия
Герою хочется прикоснуться к важнейшим тайнам мироздания, касающимся рока и смерти.
Интересно построение стихотворения «Сегодня дурной день…». С одной стороны — оно словно устремлено к мысли о смерти. С другой — внутрь героя.
Благодаря расположению двух ударных слогов в завершении каждой строки, возникает ощущение размеренного, похожего на качание маятника приближения к финалу произведения. Работает этот прием и на смысловом уровне. За счет его использования создается впечатление стремления к смерти. В стихотворении Мандельштама мысли и чувства лирического героя — едва ли не самая главная часть изображенной реальной картины. Поэт занимается их исследованием.
Именно при помощи чувств и мыслей героя в анализируемом тексте появляется тема смерти, а также вводится мотив постепенного приближения к ней. На первый план повествования выходит человек с его чувственным восприятием действительности. Картина реальности словно разрушается.
Ее место занимает осознание того, что человеческое существование — путь к концу, которого нет возможности избежать. «Сегодня дурной день…» — стихотворение, в смысловом плане близкое к символизму. Именно представители этого направления в искусстве уделяли максимальное внимание темам рока, вечности.
Анализ стихотворения Мандельштама «Сегодня дурной день…»