Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы»

Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге «Tristia», изданной в 1922 году, появились мотивы разлуки, увядания, скорби, расставания.

Поэт понял, что Великая Октябрьская революция в первую очередь принесла разруху, что построение нового мира началось с полного разрушения старого. Впрочем, вернемся в год 1918. В мае Мандельштам находился в Москве и опубликовал в газете левых эсеров «Знамя труда»

стихотворение «Сумерки свободы». Читателю крайне сложно догадаться, какие именно сумерки имел в виду Осип Эмильевич — утренние или вечерние. Восходящее солнце говорит в пользу рассвета.

Одновременно упоминается «сумрачное бремя власти», плохо сочетающееся с появлением на небе светила. В совместной статье Михаила Гаспарова и Омри Ронена верно замечено, что произведение «Сумерки свободы» отличается использованием неоднозначных образов, поэтому всякую его реконструкцию стоит считать спорной.

Корабль времени в стихотворении идет ко дну. Здесь есть отсылки к нескольким источникам. Первый

— Откровение Иоанна Богослова. В Апокалипсисе сказано, что «времени уже не будет».

Второй — сборник «Сумерки» Евгения Баратынского, его последняя и самая сильная книга, изданная в 1842 году. Время тонет и в итоге может исчезнуть совсем. Впрочем, Мандельштам оставляет место для надежды. Наступило время новое — грозное, неизведанное.

Народ, ранее молчавший и покорявшийся власть имущим, заговорил и стал творить. Третий — «Слово о полку Игореве», входившее в число любимых произведений Осипа Эмильевича. Оно начинается с обращения к современникам: «Не прилично ли будет нам, братия…». У Мандельштама слово «прославим» употребляется не в значении «восхвалим».

Поэт собирается создать песнь, достойную произошедших событий, похожую на ту, что сочинил автор «Слова о полку Игореве».

Важнейшая загадка стихотворения «Сумерки свободы» — кто подразумевается под «народным вождем». Существует версия, что поэт имел в виду Николая II, но вряд ли это действительно так. Произведение Мандельштама проникнуто пафосом будущего и изменением жизни, оно не вяжется с образом монарха, отрекшегося от престола. Также среди претендентов на звание «народного вождя» — Керенский, Ленин, патриарх Тихон. Скорей всего, Осип Эмильевич не вдохновлялся каким-то конкретным человеком.

Его «народный вождь» — образ собирательный.




Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы»