Анализ стихотворения Маяковского «Порт»
Небольшой текст 1912 г. принадлежит к числу первых поэтических опытов Маяковского, в которых ярко заявили о себе приметы неповторимой авторской художественной манеры. Моделируя урбанистический пейзаж, поэт слагает художественное пространство из причудливых метафор, смелых образов, энергичного ритма и свежих рифм.
Корабли, идущие по морским волнам, — несложная деталь портового пейзажа преображается под взглядом лирического субъекта. Оригинальная метафорическая конструкция отождествляет водную поверхность с гладью простыней. Продолжая
Визуальный образ сменяется акустическим: призывный звук гудка кажется герою зовом плотской любви — сильным, манящим, притягательным. Громкий сигнал является атрибутом основного образа стихотворения, которым становится пароход. Прием олицетворения призван оживить облик морского судна.
Оно подобно гигантскому существу: уже в первых строчках встречаются упоминания о брюхе, зубе и вое фантастического зверя.
Неожиданный ракурс меняет вид лодок, находящихся рядом с большими кораблями. Разница
Пейзажная зарисовка обогащается еще одной деталью: машины, будто заядлые модницы, носят «серьги якорей». Упоминания о ювелирных украшениях и оглохших ушах завершают процесс персонификации основного образа. В этом случае ассоциации связаны не с миром животных, а с атрибутами человеческого общества.
Экстравагантный облик пароходов — предтеча индустриальных картин, характерных для лирики Маяковского. «Трубищ фабричных вымя», «железный марш», «сердце-мотор», «брюхи заводные», «взрывы закудахтают» — детали советской стройки самобытны, энергичны и красочны, проникнуты оптимистическими чувствами.
Художественные тропы, основанные на производственных реалиях, распространяются на признаки и качества, присущие человеку. В посвящении » Рабочим Курска, добывшим первую руду…» лирический субъект ощущает себя управляющим «фабрики слов», а в крымских стихотворениях «ремонту ускоренному» подвергается здоровье тружеников народной республики.
Анализ стихотворения Маяковского «Порт»