Анализ стихотворения Мережковского «Ноябрь»
Несмотря на свое пристрастие к символизму, Дмитрий Мережковский очень много внимания уделял пейзажной лирике. Поэт считал, что в самой природе можно найти ответы на многочисленные вопросы, он искреннее восхищался красотой окружающего мира и пытался отобразить его в своих произведениях. Даже унылая осень с ее постоянными дождями становилась предметом творческих изысканий для этого поэта.
И примером тому является стихотворение «Ноябрь», написанное в 1894 году.
Автор очень тонко подмечает тот переходный момент, когда осень передает
Однако под ней «и чернеет, и густеет неподвижная вода», надолго заключенная в прозрачный ледяной плен.
Казалось бы, каждая мелочь указывает на то, что зима уже не за горами. Даже месяц в восприятии поэта выглядит каким-то бледным и безжизненным, озаряя своим неярким светом ветви деревьев, пруд и опустевшие поля. Эта картина вызывает у Мережковского противоречивые чувства.
С одной
И их прощальный танец производит на поэта гнетущее впечатление.
В эти минуты, когда весь мир погружается в зимний сон, Мережковский вспоминает о потерянном рае, где царят такие же покой и умиротворения. Однако этот мир лишен самого главного — жизни. Поэтому поэт, с одной стороны, мечтает о «волшебной земле», которая для него недоступна, а с другой стороны — боится прикоснуться к тайнам вечности потому, что знает: обратной дороги уже не будет.
К слову, само стихотворение, опубликованное в 1895 году, вызвало шквал критики в адрес поэта. И это неудивительно, ведь общее впечатление, которое производит это произведение, является не только весьма противоречивым, но и угнетающим. Так, Валерий Брюсов обвинил Мережковского в том, что тот написал это произведение лишь для того, чтобы удачно обыграть рифму двух слов — «на ущербе» и «вербе».
Тем не менее, сегодня данное стихотворение входит в золотую коллекцию русской литературы и является прекрасным примером пейзажной лирики.
Анализ стихотворения Мережковского «Ноябрь»