Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова
Стихотворение «Монолог».
Восприятие, толкование, оценка
М. Ю. Лермонтов принадлежал к поколению, чья юность совпала с суровым десятилетием после восстания декабристов. То была тяжелая эпоха николаевской реакции, период, когда умные, мыслящие люди не могли найти достойного применения своим силам.
Отсюда грустная тональность произведений поэта. Как точно заметил В. Г. Белинский, в поэзии Лермонтова «нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни», но «везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце».
И одним из произведений, где поэт ставит эти вопросы необычайно остро, является стихотворение «Монолог», созданное в 1829 году. Оно является своеобразным предварением более поздних произведений Лермонтова — стихотворения «Дума» и романа «Герой нашего времени».
В «Монологе» удивительно точно и верно передано то мироощущение, которое было свойственно Печорину:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Умный, порядочный, одаренный человек в России обречен на бездействие, ему негде применить свои таланты, «глубокие познанья», «пылкую» любовь к свободе. Родина и существующий в ней общественный порядок повинны в этом. В этом стихотворении поэт выступает от лица целого поколения:
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Это поколение не знает «ни любви, ни дружбы сладкой», ему «душно» на Родине, вся жизнь этих людей пуста и безрадостна. Отсюда — грустные интонации поэта. Лирический герой стихотворения с горечью осознает, что жизнь его и его современников бесплодна, «пасмурна», лишена какого-либо смысла и цели.
Однако в стихотворении нет суда над поколением. Лирический герой сочувствует ему, вызывая ответную реакцию читателя.
Форма «Монолога» помогает передать и грустное настроение автора, и искренность его размышлений. Поэт использует различные средства художественной выразительности: сравнения, метафору, эпитеты, анафору, риторический вопрос.
Таким образом, «Монолог» — это грустное размышление Лермонтова о судьбе поколения в этот жестокий век.
Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова