Анализ стихотворения Рубцова «Старый конь»
Трудная судьба автора связана с Вологодчиной: там прошло детдомовское детство, туда он возвращался, чтобы навестить свою семью. Отголоски «старинной русской самобытности», навсегда оставшиеся в памяти Рубцова, тоже имеют вологодские корни.
Стилистика стихотворения основана на анафоре, и автор показывает мастерское владение разнообразными видами излюбленного приема. Перед читателем — целая россыпь вариантов: повторяются целая строфа и синтаксические конструкции, отдельная лексика и сочетания звуков. Последний вид анафоры приобретает
Рубцов мог оценить эту особенность со стороны: странник в душе, он много путешествовал по стране.
Выделяются и комбинации «о» с согласными, среди которых лидирует сонорный «л»: «колокол», «волки», «заволока». Сходная по структуре анафора встречается в другом рубцовском творении — «Левитане». В этом же стихотворении появляется знаковый лирический образ колокола-колокольчика, одного из символов «тихой родины».
Прекрасная звукопись — несомненная творческая
«Старый конь» близок к народной традиции по образному и эмоциональному наполнению. Конь, колокольчик над дугой, долгое возвращение в родные места, тоска и ожидание встречи — все эти фольклорные приметы гармонично смотрятся в рубцовском тексте.
Хотя звукопись передает тяготы непростого пути, чувствуется приподнятая эмоциональная настроенность лирического повествования. Позитивное впечатление закрепляется в финале. Радость встречи с родной землей разделяет с героем верный друг и помощник, коник-труженик.
Неброский, но милый сердцу пейзаж придает сил усталым путникам: даже лошадиное ржание звучит «молодо» — энергично и весело.
Как многие рубцовские произведения, «Старый конь» не раз переложен на музыку. Стихотворение продолжает свою жизнь в разнообразных вокальных версиях: как академический вариант а капелла в исполнении мужского хора, как народный — под баян или в форме бардовской песни с гитарным аккомпанементом.
Анализ стихотворения Рубцова «Старый конь»