— анализ Жоржа — героя произведения Ропшина
Тревогу о забвении человека ради интересов массы, о перерождении революции, из высокой мечты обратившейся в машину насилия, будут выражать М. Горький и В. Короленко, В. Вересаев и Б. Пильняк. Во многом те же проблемы решал в повести «Конь вороной» В. Ропшин. Эта повесть стала не только обобщением опыта жизни автора, в которой было немало борьбы и крови во имя революционной идеи, но и попыткой осмысления всего хода истории России в XX в. Какова природа насилия? Есть ли такие цели, ради которых «разрешено» проливать кровь? Почему в истории
Таков далеко не полный перечень вопросов, над которыми размышляет автор в повести «Конь вороной». Проблема насилия — в числе центральных.
«Не убий… Когда-то эти слова пронзили меня копьем. Теперь…
Теперь они мне кажутся ложью. «Не убий», но все убивают вокруг. Льется «клюквенный сок», затопляет даже до узд конских. Человек живет и дышит убийством,
К чему же тогда покаяние? Для того, чтобы люди, которые никогда не посмеют убить и трепещут перед собственной смертью, празднословили о заповедях завета? …Какой кощунственный балаган». Это цитата из дневника главного героя произведения В. Ропшина — полковника Юрия Николаевича. Насилие представлено здесь уже не просто забвением христианской заповеди ради классовой мести, но неким изначальным свойством природы человека, преодолеть которое невозможно. Так, может быть, действительно лишь слабый прячется за «не убий», а сильный, сознавая всю тяжесть содеянного, берет всю ответственность на себя, обрекает душу свою на муки ради идеи, ради того, чтобы не убивали в будущем, и тем спасает свою душу? Над этими вопросами задумывались Ф. М.
Достоевский и Л. Н. Толстой, и вот теперь вечные проблемы вновь проходят через испытание жизнью, трагической реальностью революции и гражданской войны.
Произведение написано в форме дневника героя, и его размышления, соединенные с рассказом о событиях, составляют две важнейших и тесно связанных сюжетных линии повести. Три части дневника показывают три этапа борьбы Жоржа с большевиками: в первой части — поход белых на Москву, во второй — действия банды «зеленых» и в третьей — диверсионная борьба в Москве. Все ближе к заветной цели, к Москве, но все меньше людей рядом, все сильнее звучит мотив непонятости народом, отчуждения от его жизни, идущей по своим законам, все больше опустошается душа героя…
Жорж не просто ведет дневник событий, он пытается осмыслить их, ищет истину, символом которой становится сквозной образ, давший название повести: «… и вот конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» . Так проявляется важнейшая особенность произведения: вечные образы Библии, прежде всего Апокалипсиса, проецируются на жестокие реалии гражданской войны. Ропшин не только использует отдельные мотивы и образы, явные и скрытые цитаты из Библии, но и строит свое произведение с учетом логики Апокалипсиса, сакрального значения чисел. Так, на следующий день после размышления Жоржа о заповеди «не убий» показана смерть: от русской пули погиб трубач Барабошка. Символическое число один, обозначающее единство, гармонию Вселенной, осквернено.
На третьи сутки после цитаты из Откровения о «великом землетрясении» зелеными сожжен человек. Искажено священное число, символ троицы, абсолютного совершенства. На седьмые сутки после молитвы «о мире всего мира и спасении душ наших» начинается бой, и магическое число семь, характеризующее общую идею Вселенной, ее полноту, наполнилось кровью людскою.
Так создается образ гражданской войны как русского Апокалипсиса.
— анализ Жоржа — героя произведения Ропшина