Авангардистский театр

«В первые годы после войны и революции театр в Германии переживал большой подъем» 101 , — писал Брехт, оглядываясь назад. «Были преодолены импрессионизм начала века, экспрессионизм 20-х годов… Театр уже мог назвать… управляющие человеком «тайные» силы и показать, что «тайное» всего лишь скрыто. Среда, экономика, судьба, война были той человеческой практикой, которую людям надлежало изменить…» 102.

Нечто подобное высказывал и Фридрих Вольф. Он прославлял «необыкновенное многообразие, маневренность, мобильность

немецкой сцены в условиях неустойчивого фронта, значительную ее активизацию и насыщение политической тематикой — черты во многом исключительные» 103.

В этот расцвет немецкого театра внесли свой вклад драматурги трех поколений. Различие творческих концепций и пьес обусловило характер дискуссий и конкуренции. С пьесами «Доротея Ангерман» и «Перед заходом солнца» , в которой раскрыта трагедия немолодого буржуазного интеллектуала, оказавшегося жертвой корысти своей семьи, выступил Герхарт Гауптман, старый властелин немецкой сцены. С критикой современности предстал Бруно Франк в комедии «Буря

в стакане воды» ; те же мотивы звучат и в развлекательных пьесах Курта Геца, например «Доктор медицины Хиоб Преториус» .

Новый тип популярной народной пьесы удалось создать Эдену фон Хорвату, одному из одареннейших молодых драматургов.

ЭДен фон Хорват, сын австро-венгерского дипломата, со времен первой мировой войны жил в Германии. В тридцатисемилетнем возрасте в Париже, в эмиграции, его жизнь трагически оборвалась: на него свалилось обломившееся дерево. Свои драматические произведения «Итальянская ночь» , «Истории Венского леса» и «Казимир и Каролина» Хорват назвал «народными пьесами». В них он показывает будничное существование людей; персонажи пьес Хорвата говорят на диалекте.

Однако в его произведениях мы не встречаем ни натуралистической верности деталям, ни изображения мещанского уюта. Манера речи его героев приоткрывает образ их мышления, а образ мышления выявляет их социальное положение.

В пьесе «Итальянская ночь», где во время совместного торжества произошла схватка членов республиканского Союза защиты и фашиствующих молодчиков, в первых же репликах персонажей видны их определенные политические позиции; их манера говорить разоблачает бессилие одних и опасную враждебность других. В пьесе «Казимир и Каролина» в разговоре героев обнаруживается их языковая беспомощность. Так, октябрьской ночью, во время праздника, рушится любовь молоденькой служащей и безработного шофера, потому что девушка не может отказаться от своей мечты встретить человека из «лучшего круга».

Это языковое клише, которое она употребляет по своей наивности, свидетельствует о ее банальных представлениях о жизни.

Хорват как сатирик не хотел быть превратно понятым. Его целью было, «срывая маску с сознания» своих персонажей, направить их внимание на силу обстоятельств, на социально-исторические основы, порождающие ложное сознание. «На мой взгляд, в народных пьесах Хорвата… нет ни одной фразы, не преисполненной сочувствия, любви автора к своим героям» 104, — говорил Франц Ксавер Крец, талант которого сформировался под влиянием Хорвата и Марии Луизы Фляйсер, работавшей в сходной творческой манере.

Оригинальные драматические работы Хорвата отвечали энергично выдвигаемому в 20-е годы требованию создавать для театра — отныне уже не храма искусства, а форума для публичного обсуждения общественных проблем — «пьесы на злобу дня». «Пламя времени» «разгорелось» на сцене: публицистический тип драмы соответствовал актуальному, оперативному материалу, раскрывал социальную несправедливость и вызывал дискуссии политического характера. Значителен вклад в развивающееся в этом направлении театральное искусство Фердинанда Брукнера, а также Ханса Йозе Рефиша, Петера Мартина Лампеля и Карла Цукмайера.

Немецкий театр приобрел международное звучание не только благодаря писателям, в его распоряжении находилась большая группа блестящих актеров, которые к тому времени приобрели мировую известность, снимаясь в кино. Далеко не последнюю роль в это время играли такие выдающиеся режиссеры,

Как Леопольд Иеснер, Карлхайнц Мартин, Эрих Энгель, Хайнц Гильперт и Эрвин Пискатор, театральные эксперименты которого у одних вызывали восхищение, у других — крайнее неприятие.

Культурные организации КПГ

В 1930 году существовало 150 групп агитпропа, однако сведения имелись лишь о 70 группах, из которых 50 процентов относилось к КПГ, 40 процентов входило в Союз молодежи, остальные 10 — в разные организации. Их члены в течение года выступали на 50-100 торжественных мероприятиях. Около 60 процентов из них писали тексты сами. Все должны были заботиться о костюмах, реквизите, да они нередко и существовали на собственные средства.

25 процентов этих самодеятельных коллективов в 1930 году подверглось запретам, арестам и прочим полицейским преследованиям.

«Красный рупор» , «Серые блузы» , «Еретик» , «Рабочая труппа Нойкельна» , «Левый разворот» , «Красные блузы» , «Левая колонна» , «Красный молот» , «Красный Веддинг» , «Штурмовой отряд» , «Тревога»

«Норд-вест принимается за дело» «Черные блузы»

«Театральный ансамбль «Юго-запад»» «Красные кузнецы» «Заклепщик» «Влево» «Синие блузы» «Красные косы» «Пролеткульт»

«Рабочая иллюстрированная газета» , «Уленшпигель» , «Путь женщины» , «Иллюстрированный новый мир» , «Иллюстрированная красная почта» , «Рабочая литература» , «Пролетарский ребенок» , «Молодой товарищ» , «Дубинка» .

Издательство «Франке» , «Объединение международных издательств» , позднее: «Международное рабочее издательство» , издательство «Агис» , «Издательство по вопросам литературы и политики» , издательство «Малик»




Авангардистский театр