Автобиографические произведения на рубеже 50-60-х годов ХХ века
На рубеже 50-60-х гг. в литературе появилась целая серия жизнеописательных, в значительной мере автобиографических произведений, развивавших тему расчета с прошлым и выбора нового пути. Это романы «о непотерянном поколении»: «Чудодей» Эрвина Штритматтера, «Приключения Вернера Холь-та» Дитера Нолля, «Утраченная юность» Вольфганга Ней хауза, «Мы не пыль на ветру» Макса Вальтера Шульца. Произведения эти создавались писателями, вступившими в литературу уже после второй мировой войны, в которой им пришлось участвовать. Детство
В своих книгах они осмысляли и обобщали пережитое.
Очевидна связь этих произведений с немецкой традицией воспитательного романа, с авантюрно-плутовским повествованием, отчасти с романтической повестью. Как и в классическом воспитательном романе, герой здесь — «средний» немец, идущий, по дорогам жизни в поисках самого себя. Но в классическом романе герой стремится
Его жизненный путь воссоздается в таком романе, как правило, не в целом, а на этапе взросления, совпадающем с годами второй мировой войны, в итоге которой фашистская Германия потерпела сокрушительное поражение.
Война обнажила бесчеловечность, варварство, обреченность фашизма. Под влиянием этих впечатлений в сознании героя происходит переоценка ценностей, определяющая его эволюцию. Идеологические искания героя сопровождаются нравственными: он заново решает для себя, что такое мужество, честность, дружба, любовь.
Судьба героя предстает при этом как часть судьбы народной. Повествование выходит за рамки истории одной жизни, нередко оно перерастает в широкое многофигурное полотно; но герой сохраняет центральную роль в произведении.
Автобиографические произведения на рубеже 50-60-х годов ХХ века