Барокко как культурно-историческая эпоха

Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме. Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль».

В отечественной

науке утверждается трактовка барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы. Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности.

Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. В основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения

человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения. Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности.

В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога.

Франциско Гомес де Кеведо — испанский поэт и прозаик. Вырос при дворе, учился в университете Алькала де Энарес. Дружил с Лопе де Вегой и Сервантесом, пикировался с Гонгорой. За сатирические стихи был арестован и заключен в тюрьму, где провел четыре года. Вышел оттуда совсем больным и вскоре умер.

Кеведо — один из двух, наряду с Гонгорой, признанных лидеров поэзии испанского барокко, автор политических, философских и религиозных сочинений, крупнейший сатирик — автор сборника повестей «Сновидения», плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос», сатирической панорамы «Час воздаяния, или Разумная Фортуна». К. считал, что необходимо упростить лит-ру, сделать ее более доступной. Главное требование к поэтике — лаконичность и выразительность.

Он основывает направление концептизм. В поэзии Кеведо хорошо выражено мироощущение чел-ка эпохи барокко, который был игрушкой в руках судьбы, гос-ва и т. д.

Луи́с де Го́нгора — испанский поэт эпохи барокко. Учился праву в университете Саламанки, служил каноником в кафедральном соборе Кордовы, странствовал по Испании, затем был назначен королевским капелланом, жил при дворе короля Филиппа III в Мадриде. В 1627 серьезно заболел, потерял память и снова возвратился домой, где в крайней бедности умер вскоре от апоплексии.

Принято делить творчество Гонгоры на два периода — «ясный» и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи — традиционные сонеты, романсы. Плоды второго периода — «Ода на взятие Лараче», мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства — цикл пасторальных «Поэм уединения». Созданное Гонгорой в этот период причисляют к «ученой» поэзии, так называемому культеранизму или культизму — течению барочной словесности, на протяжении жизни Гонгоры вызывавшему острую литературную полемику.

Лирический герой Гонгоры — интеллектуал, эстет, знаток античности, чел-к, точно чувствующий красоту материального мира, творение человеческих рук из золота, драгоценных камней, для которого творец — соперник божества.

Лопе де Вего родился в 1562 году в Мадриде, в семье ремесленника. Лопе а В 11 лет он был отдан в иецуитскую школу, где обучался риторике, латинскому и греческому языкам. В 13лет Лопе стал автором комедии, с успехом поставленной на сцене. В университете слушал курс математики и астрономии.

В четырнадцать лет вместе с товарищами бежал в Астрогу. Найденный и возвращенный домой он ушел добровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатские острова, а в 1588 году стал воином «Непобедимой армады». Затем работает для театральных трупп, возвращается к театральной работе. Юность Лопе была бурная — под стать того времени.

Жизнь Лопе де Вега сложилась нелегко, это была не вопиющая нищета, не было и прочной обеспеченности, позволявшей бы не думать о повседневном заработке и не писать по заказу трехактную комедию за один-два дня. Драматург принимает духовный сан и вступает в братство весной 1614 года. После этого церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целые сцены, а в 1625 году наложила запрет на их публикацию.

Тяжелое для страны время является периодом ее наивысшего культурного подъема, периодом создания бессмертных, гениальных произведений, участником которого явился и блестящий национальный драматург Лопе де Вега. Это был Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского Возрождения. Лопе не терял оптимизма, ибо верил в человека и в мужественный испанский народ, для которого создавал он свои произведения. Принадлежа к великим титанам Возрождения и живя интересами своего времени, он сумел охватить все важнейшие проблемы-политические, нравственные и бытовые.

В центре исторических драм он с поразительной смелостью поставил вопрос о необходимости разумной и гуманной власти, заботящейся о нуждах простого народа, и провозгласил право этого народа бороться за такую власть и свои человеческие права с оружием в руках. Он показал силу величия восставшего народа, его ум и неподдельное благородство, талантливость и жизнерадостность. В комедиях «плаща и шпаги» Лопе де Вега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославил силу настоящей любви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь с предрассудками и косностью средневековья.

Создание «театра для всех» и его утверждение в правах справедливо связывается с именем Лопе де Вега. Лопе де Вега создал новую «театральную империю», и стал, по выражению Сервантеса, «ее самодержавцем». Лопе принадлежит поистине необозримое количество произведений. До нас дошли 474 пьесы из общего числа 1500 , из которых 426 комедий и 48 аутос, им написанных. Известны так же названия еще 260 пьес, безусловно принадлежавших его перу.

В лучших своих произведениях Лопе де Вега воплотил самые прогрессивные устремления национального испанского Возрождения, органически соединив передовые гуманистические идеи с традициями испанской народной культуры. В 1635 году Лопе де Вега умирает, и его смерть превращается во всенародный траур.




Барокко как культурно-историческая эпоха