Бегство и апология индивидуализма: Ганс Эрих Носсак и другие
В 50-е годы в западногерманской литературе усилились тенденции абстрактного гуманизма. С позиции такого гуманизма отношения между личностью и обществом рассматривались как неразрешимое противоречие, причем симпатии были на стороне личности.
Важнейшие произведения этого направления представлены в творчестве Ганса Эриха Носсака, который приобрел известность в 1947 году романом «Некийя» и сборником рассказов и повестей «Интервью со смертью» . В 1956 году появилась «Спираль», в 1958 «Младший брат». В 60-е годы вышли: «Дело д’Артеза»
Для творчества Носсака характерно противоречие между критическим отношением к лишенной смысла жизни и уходом в экзистенциалистские псевдорешения.
В романе «Не позднее ноября» показана попытка женщины вырваться из стерильной, великосветской жизни. Этот шаг в сферу «негаранти-руемую»
В притче о так называемом последнем восстании подразумеваются революционные преобразования XX столетия. Носсак противопоставляет их — и это прежде всего видно в романе «Дело д’Артеза» — отдельным избранным личностям, которые в своем радикальном разоблачении способны на самопожертвование.
Схожие обстоятельства можно найти и в прозе Вальтера Иенса, Эрнста Кройдера, Вольф-дитриха Шнурре, Иенса Рена, Германа Кестена.
В отличие от антифашистских позиций названных авторов критика цивилизации со стороны Герда Гайзера, так же как и Эрнста Юнгера, основывалась на реакционно-милитаристских убеждениях.
В романе «Стеклянные пчелы» , действие которого происходит в фиктивном будущем, Эрнст Юнгер подводит итог XX столетию. Поражение немецкого милитаризма он воспринимает как личное горе и как гибель всего мирового порядка, потому что это привело к вторжению в историю простых людей и к отставке аристократии. Его видение мира враждебно прогрессу и разуму, оно коренится в элитарной, антинародной позиции.
Его апологетические взгляды на «народ» нашли продолжение в творчестве Герда Гайзера. Роман Гайзера «Умирающие истребители» вошел в литературу о войне как ее оправдание и преуменьшение ее жестокости. Роман «Выпускной бал» хотя и содержит некоторый элемент сатиры на «экономическое чудо», все-таки написан с реакционных позиций.
Автор прокламирует аристократическое представление о ценностях, рационально не обоснованную высшую ценность отдельных личностей, которые должны объединяться против неполноценной массы. Реакционная критика восхваляла Гайзера за то, что социальность не входила в его понятия о жизни.
Тривиальная литература о войне распространяла подобные взгляды для массового потребления. С ее помощью проводилась идеологическая подготовка к перевооружению. Хотя тема войны в то время являлась важной и для писателей гуманистического направления, чтобы разоблачать непреодоленное прошлое, но реакционная литература о войне преобладала количественно и соответственно имела большее влияние на читательские массы.
Наряду с прославлявшими «добродетели» немецкого солдата антикоммунистическими романами Курта Хоххофа, в том числе «Война, война» , книгами, распространявшими фашистскую мораль о «сверхчеловеке», — Хайнца Гюнтера Конзалика, Иозефа Мартина Бауэра — появились и рассказанные о жизни «простых солдат» хотя и натуралистически, но в целом в примирительном тоне трилогия «0815» Ганса Гельмута Кирста, роман Вилли Хайнриха «Терпеливая плоть» , а также роман Вольфганга Отта «Акулы и маленькие рыбешки» . Все эти книги выходили большими тиражами, по ним были поставлены кино — и телефильмы, что способствовало их широкому воздействию на публику. Это относится также и к последним романам Теодора Пливье «Москва» и «Берлин» , в которых отчетливо выявились антикоммунистические взгляды автора. Эта линия использования военной тематики в коммерческих целях была продолжена и во время войны во Вьетнаме.
Бегство и апология индивидуализма: Ганс Эрих Носсак и другие