Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и » Мещанин во дворянстве»
В комедии «Скупой» использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта «Горшок». Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей.
Герой комедии Гарпагон — воплощение скряжничества и вместе с тем целиком реальная фигура ростовщика XVII ст. Ради денег он готовый на все. Ему безразлично, что его дочурка Элиза влюбленная в Валеру, а сын Клеант влюблен в Марианну: он хочет отдать дочурку замуж за старого Ансельма, поскольку тот готов взять ее без приданого, а сына — за богатую вдову.
Себе
Мольер показывает, насколько опасный Гарпагон, какой страшной есть власть денег. Ведь моральные основы молодых героев комедии также уже подались. Клеант ждет насмерть отца и принимает участие в похищении в того сундучка с деньгами, которую возвращает лишь в обмен на согласие Гарпагона оженить сына с Марианной. Марианна готова стать женой Гарпагона, так как рассчитывает на быструю смерть старика. Валер, лишь бы добиться руки Элизи, устраивается к Гарпагона управляющим и обманывает его как
Власть денег настолько большая, что распутать имеющийся клубок противоречий могут лишь деньги.
Мольер уводит новый мотив, тайну рождения героев, который получит в XVIII ст. широкое распространение в драматургии. Оказывается, что Валера и Марианна — дети Ансельма, настоящее имя которого Томазо д’Альбурчи. Этот неаполитанский аристократ потерял свою семью во время катастрофы корабля, и вот через много лет он находит сына и дочурку, которые и не подозревали о том, что они родственники.
Теперь Марианне не нужно искать богатого жениха, а Валера может взять Елизу и без приданого. Клеант, который получил от Гарпагона разрешение на брак с Марианной, обещает отцу возвратить сундучок с деньгами.
В образе Гарпагона с особой яркостью оказался классицистический подход к характеру, в котором разнообразие уступает перед единством, индивидуальное — перед обобщенно-типичным. Однако мольеровский подход к изображению характера дает огромный художественный эффект. Его характеры настолько значительные, что их имена становятся прозаичными.
Прозаичным стало и имя Гарпагона на определение страсти к накоплению и предельному скряжничеству.
Последняя выдающаяся комедия Мольера » Мещанин-Шляхтич» , написанная в жанре » комедии-балета»: по указанию короля к ней были введены турецкие танцы. Мольер умело вплел танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранив целостность ее структуры. Общий закон этой структуры заключается в том, что комедия характера возникает на фоне комедии обычаев.
Носители обычаев — это все герои комедии, за исключением главного действующего лица — Журдена. Сфера обычаев — обычаи, традиции общества. Персонажи могут выразить эту сферу только вместе, в совокупности. Они наделены характерными особенностями, но не характером.
Черты эти, даже комически обостренные, все же не вызывают правдоподобия.
Журден, в отличие от персонажей комедии обычаев, выступает как комедийный характер. Особенность мольеривского характера заключается в том, что тенденция, которая существует на самом деле, приходится к такой степени концентрации, что герой выпадает из рамок естественного, «умного» порядка. Ими есть Дон Жуан, Альцест, Гарпагон, Тартюф, Оргон — герои наивысшей добропорядочности и преступления, мученики благородных страстей и глупые. Таким есть и Журден, буржуа, который решил стать дворянином.
Сорок лет он жил в своем мире и не знал никаких противоречий. Этот мир был гармоническим, так как все в нем были на своих местах. Журден был достаточно умным, по-буржуазному сообразительным.
Стремление попасть в мир дворян, которое стало характером буржуа Журдена, разрушает гармонический родственный быт. Журден становится вместе с тем и самодуром, тираном, который препятствует Клеонту вступить в брак из влюбленной Люсиль, дочуркой Журдена, лишь потому, что тот не дворянин, и наивный ребенок, которого легко обмануть, играя на его дворянских страстях. Журден вызывает и веселый смех, и смех сатирический, осуждающий.
Устами Клеонта изложенная идея пьесы: «Люди без укоров совести присваивают себе дворянское звание, — этот вид воровства, очевидно, стал обычным. Но я относительно этого, сознаюсь, более деликатный. Я думаю, что любой обман бросает тень на порядочного человека.
Стыдиться тех, от кого тебе небо обрекло родиться на свет, хвалиться в обществе выдуманным титулом, выдавать себя не за того, кем ты есть на самом деле, — это, как на меня, признак душевной низости».
Но эта идея заходит в разногласие с дальнейшим развитием сюжета комедии. Благородный Клеонт в конце пьесы, для того, лишь бы добиться разрешения Журдена на брак из Люсиль, выдает себя за сына турецкого султана, а честные госпожа Журден и Люсиль помогают ему в этом обмане. Обман удался, но в итоге побеждает Журден, так как заставил честных людей, своих родных и слуг вопреки их честности и порядочности обратиться к обману. Под влиянием Журденов мир изменяется. Это мир ограниченности, где властвуют деньги.
Мольер направляет свой сатирический смех и против таких буржуа, как Журден, и против таких аристократов, как Дорант и Доримена. Но на каких началах стоит он сам? Мольер выходит из морали, которая выдается ему общечеловеческой, естественной.
Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и » Мещанин во дворянстве»