Бестужев и Лермонтов

Марлинский, в настоящее время полузабытый писатель, при жизни пользовался громкой известностью и популярностью.

Западноевропейский романтизм нашел в нем своеобразное отражение. Романы, повести и рассказы Марлинского отмечаются замысловатостью фабулы, вычурностью и насыщенностью слога. Герои Марлинского — натуры пылкие, необузданные, главный стимул их жизни — любовь, любовь неистовая, всепожирающая, она превращает их и в героев, и в рабов, побуждает их совершать то подвиги, то преступления. Они легко переходят от радости к отчаянию,

от отчаяния — к радости, они смелы, дерзки, они ведут борьбу с окружающим их обществом, терпят великие страдания, и счастье достается им в бою. Они скитальцы.

В них есть нечто демоническое, загадочное, влекущее, они легко приобретают власть над всеми, в особенности — над женщинами, которых автор изображает обыкновенно, нежными и любящими.

Такой писатель должен был, хотя на время, приковать к себе внимание юного современника — Лермонтова. Будучи воспитанником Московского Благородного пансиона, Лермонтов, конечно, зачитывался им. Он сочувствовал героям Марлинского, которые так не походили на обыкновенных

людей; их страдания, их африканские страсти воспламеняли воображение начинающего поэта.

Лермонтов еще ребенком был на Кавказе, и эта поездка оставила в его памяти неизгладимые впечатления; он восторгался Кавказом, воспевал его и с большим удовольствием, вероятно, перечитывал картинные описания кавказской природы в произведениях Марлинского.

Личность этого писателя и подробности его жизни были, разумеется, достаточно знакомы Лермонтову. Литературная слава, участие в бунте декабристов, ссылка в Сибирь, затем на Кавказ, романтические приключения, скитания, безумная отвага, проявляемая в многочисленных стычках с горцами, — все это возвышало Марлинского в глазах молодого поэта.

В лермонтовской литературе как-то глухо говорится о влиянии Марлинского на Лермонтова, встречаются интересные замечания, но вопрос этот еще ждет своих исследователей.

Мы нисколько не претендуем на всестороннее его освещение и только хотим показать, что влияние Марлинского можно установить с большей убедительностью и документальностью.




Бестужев и Лермонтов