Библия и Г. Сковорода
Своей жизнью, своими поучениями, своими странствиями по Украине художник будто сызнова открывал людям простые истины, которые народ украинский формировал на протяжении тысячелетнего бытия и какие вписаны органически в «самый совершенный и самый мудрый орган — в Библию. Для Григория Савича Библия была своеобразной аптекой, предназначенной «для лечения душевного состояния, не излечимого никаким земным лекарством», так как «человек есть всей Библии и конец, и центр, и гавань».
Он не покушался духовно переформировать все общество:
«Если хочешь измерить небо, землю и моря,- должен сначала измерить себя»,- писал Г. Сковорода в философском трактате.
В. Шинкарук так объясняет отношение философа к Библии:
«Сковорода дал интерпретацию Библии, и эта его «Библия» так относится к церковной Библии, как «Энеида» Котляревского к «Энеиде» Вергилия. Истинный смысл, согласно Сковороде,
И учил он не Библии, а идеям равенства, братства, свободы, идеям непринятия позорной социальной действительности.
Философ признавал лишь аллегорический смысл Библии, с помощью которой он стремился нарисовать утопическую картину идеального, с точки зрения нравственности, мира, в котором утверждается истинно человеческий образ жизни.
«Начальная дверь…» — так Г. Сковорода называет курс лекций с «христианского добронравия», т. е. стиль.
Композиция. Произведение содержит «Предверие» т. е. предисловие, беседы из десяти глав, пятая из которых — «Десятисловие», так называемые «Десять божьих заповедей», которые были записаны Моисеем на десяти каменных досках.
В философском трактате использована риторическая фигура истечения. Это такое построение текста, когда содержание одного предложения обуславливает содержание второго, содержание второго — третьего и т. д.
Какие предположения высказал Г. Сковорода относительно того, от чего могло бы зависеть счастье людей? .
Почему счастье, по мнению Григория Савича, необходимость? .
Что есть легким и нужным для человека? .
Как понять трактование Г. Сковороды, что Бог «есть оное единственно»?
За что люди должны быть признательные Богу? .
Почему счастье, по мнению философа, находится в сердце и душе человека?
Из каких двух «натур» состоит мир? Чем это объяснить? .
Как называли Бога в давность? Прокомментируйте эти «имена». .
Кто есть Бог для христиан? .
Из-за чего в давность Бога сравнивали с математиком? .
Как Г. Сковорода характеризует особенности каждого человека? Почему каждый — неповторимый? .
Чем «Десятисловия» Г. Сковороды напоминают заповеди Бога?
Из-за чего счастье человека может быть «подобно воровской монете»?
Прокомментируйте фразу: «Все то идол, что видимое».
От чего предостерегает писатель читателя в III части » Десятисловия»? пустое есть. В той бездне живут клятвы ложные, лицемерия, обманы, лукавства и все тайные и явные мерзостей страшилища»).
Почему каждому необходимо помнить о дне субботнем? .
Чем вы должны быть обязанными своим родителям? Как об этом отмечал Г. Сковорода? .
Докажите, что любовь — «вся десятословия сила… в одном сем имени».
Для чего человеку нужны вера, надежда, любовь? .
Что является законом Божьим?
А) «Райское древо»; б) «плод жизни», в) «божие в человеке сердце»; г) «дверь храма божия».
Как в произведении Г. Сковорода характеризует зависть? .
Что для человека есть «чистосердечие»? В чем заключаются его плоды? .
Чему учит это произведение Г. Сковороды? К чему стремится философ?
Достоверно ли изменить человеком свой отрицательный образ жизни, неудовлетворительное поведение, неприятные черты характера под влиянием законов Бога, его поучений? Ответ мотивируйте.
Определите свои положительные и отрицательные черты характера, особенности поведения. Сделайте самовывод, который оформите письменно с помощью приема «Домино» .
«Свободный микрофон». Сжато мотивируйте, может ли человек познать и воспитаться себя с помощью «Начальных дверей…».
Духовность человеческой личности становится основным объектом внимания Г. Сковороды; он считал, что человеческое счастье зависит от познания духовного мира человека и изготовление морально-этических основ — добра, правды, чести, справедливости и других добродетелей, которые являются основоположными для жизни и деятельности «истинного человека». Счастливым человек может стать только тогда, когда познает сам себя, «своего бога», т. е. свою «невидимую натуру», и изберет тот или иной вид работы, соответствующий своей природе.
Библия и Г. Сковорода