Билет № 2. Ответы на вопросы в билетах курса географии
1. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.
2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.
3.Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира. 1. Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран. Формы государственного правления: 1) республика — форма правления, при которой законодательная власть обычно принадлежит выборному представительному органу — парламенту, а исполнительная — правительству.
К
Б) парламентарные республики: правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньшими полномочиями, чем в президентской республике. 2) монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку — монарху, королю, князю, султану, шейху, эмиру и передается по наследству. Виды монархий: А) абсолютная монархия: власть монарха почти не ограничена ; К сведению: в Саудовской Аравии — абсолютная
К сведению: в Великобритании — конституционная монархия. Король считается главой государства, судебной системы, главнокомандующим вооруженными силами, светской главой английской церкви, а также возглавляемого Великобританией Содружества. Король подписывает законы, принятые парламентом.
В) теократическая монархия: глава государства одновременно является его религиозной главой. Форма государственного правления не определяет уровень экономического развития страны.
Формы государственно-территориального устройства стран: 1) унитарные — такая форма административно — территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть; при которой государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований; административные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству. 2) федеративные — такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют самоуправляющиеся образования, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. 2. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.
Мировое хозяйство — это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное Географияение труда, различные экономические и политические отношения. Мировое хозяйство охватывает все страны.
Международное Географияение труда — специализация хозяйства отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг, которыми они обмениваются. Примеры отраслей международной специализации: Япония: производство автомобилей, судов, электроники, часов. Намибия: добыча урана и алмазов.
Саудовская Аравия: добыча нефти. Замбия: экспортер медной руды и рафинированной меди. Колумбия: выращивание кофе; и т. д. Структура мирового хозяйства очень сложна, поэтому выделяют: А) региональную структуру, представляющую собой систему национальных хозяйств и межгосударственных объединений, связанных экономическими и политическими узами; Б) отраслевую структуру, связанную с отраслями МХ: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, торговлей.
На мировое хозяйство повлияла научно-техническая революция. Ее влияние выражается: 1) в ускорении темпов мирового экономического роста: за 3/4 века мировой экономический потенциал увеличился примерно в 10 раз! Это значит, что уже в середине 70-х гг. он на 9/10 определялся достижениями нашего века и лишь на 1/10 — результатами работы за всю предшествующую историю человечества.
2) в изменении отраслевой структуры: А) возрастает роль непроизводственной сферы: рост сферы услуг, науки, образования, культуры. Пример: США сохраняют мировое первенство по доле занятых в непроизводственной сфере. Б) увеличивается роль промышленности, особенно обрабатывающей: машиностроения, химической, электроэнергетики и т.
Д. В) появляются новые отрасли, в том числе новейшие и наукоемкие: электротехническая, электронная промышленность, приборостроение, авиационно-ракетная и т. д.
Г) создаются межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, машиностроительный, агропромышленный и др. 3) в изменении территориальной структуры: А) появляются новые факторы размещения производства: ф-р наукоемкости, экономический ф-р, ф-р трудовых ресурсов; Б) старые факторы приобретают новое содержание: природно-ресурсный ф-р сдвигается в районы нового освоения.
Пример: добыча нефти и газа переместилась на континентальный шельф — районы: Северное и Карибское моря, Персидский и Мексиканский заливы. 3.
Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира. Рассмотрим требуемые характеристики на примере одной из стран, например Канады. Численность ее населения — 27 млн. человек. Возрастной состав: — доля детей : менее 23 % от общей численности населения страны; — доля взрослых : около 62 % населения страны; — доля пожилых : более 15 % населения страны. Пример: рождаемость — менее 15 человек на 1000 населения.
Канада относится ко II типу воспроизводства, отличается средними и низкими показателями рождаемости и резким уменьшением смертности.
Эта страна относится к экономически развитым, в них достаточно низкая рождаемость, на ее величину влияют: 1) поздний возраст вступления родителей в брак; 2) представление о нормальном числе детей ; 3) отношение к разводу, абортам; 4) вовлечение женщин в производство. Доля пожилых людей наоборот повышается, на это влияют: 1) резкое снижение смертности путем совершенствования здравоохранения и медицины, что позволяет увеличивать продолжительность жизни; 2) из-за снижения доли детей в общей численности населения происходит увеличение доли пенсионеров и т. д. Половой состав: количество женского населения преобладает над мужским. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни женщин выше, мужчины живут на 5-8 лет меньше.
3-ий вопрос в билете можно отвечать на примере любой страны мира, которая тебе наиболее интересна или знакома. Приведенный выше пример характеристики населения Канады поможет тебе составить свой ответ, если предлагаемый нами чем-то не устраивает, хотя его объем вполне достаточный.
Билет № 2. Ответы на вопросы в билетах курса географии