Божественная комедия Данте: критика

Структура, смысл, основные философские идеи «Божественной комедии»

В знаменитой «Божественной комедии» поэт Данте изобразил путешествие самого себя в потустороннем мире. Произведение базируется на христианской мифологии, на учении о рае и аде, однако художественно переосмыслено. Герой оказывается в разных фантастических местах: аду, который насчитывает девять кругов, чистилище, раю. Данте видит удивительные чудеса, встречается с ангелами, с праведниками, с душами грешников, с Богом, с Люцифером и его прислужниками, с героями

античных мифов.

Проводниками ему служат душа его возлюбленной Беатриче, ставшей ангелом, а по аду поэта водит душа античного поэта Вергилия.

Моральный смысл путешествия Данте в том, что он видит: место, куда попадают души после смерти, определяется их земными поступками, земной жизнью. Праведники попадают в Рай, ближе к Богу, к «миру вечности». Грешники — в ад, однако ни Бог, ни дьявол не решают, куда именно отправить человека. Грешники сами забросили себя в ад.

Души же, которые стремятся к очищению и надеются на новую жизнь, находятся в чистилище. Произведение Данте — это суд над человеческими пороками,

но суд высшей гармонии, справедливый суд, что дает надежду каждому. Этими картинами Данте призвал людей жить правильно, большее внимание уделять своей земной жизни, нравственности и духовности.

Духовный смысл путешествия Данте — показать человека на пути познания добра и зла, поиск смысла жизни, духовных ориентиров для того, чтобы жить правильно. Все путешествие осуществляется в душе поэта и открывает ему истины мироздания. В финале герой достигает знания, что мир спасет любовь. Божественная любовь, которая должна поселиться в душе каждого земного человека и направлять ее в земной жизни.

Аллегорическим символом этой всепрощающей любви, чистоты и радости в произведении является Беатриче.

Композиция «Божественной комедии» Построена чрезвычайно символично. Она состоит из трех частей. Часть первая — «Ад» состоит из 34 песен. Две первые из них — вступительные части, где герой бродит аллегорическими лесными зарослями. Это символизирует его поиски истины, где он, в конце концов, теряет ориентиры в море знаний и чувств.

В зарослях он встречает зверей, которые символизируют человеческие пороки: льва, который является олицетворением тщеславия и гордыни, рысь, которая олицетворяет страсть, а также волчицу, которая олицетворяет жадность, жажду наживы, алчность. В таком обществе поэт не может найти верной дороги. Выход из леса здесь олицетворяет правильный жизненный путь, который не так просто найти.

Далее следуют 32 песни об аде. Ад находится в пропасти, в которой девять кругов. Чем глубже круг, тем страшнее грешники находятся там. Такая структура олицетворяет глубину падения людей.

В последнем круге, в низшей точке мира «Божественной комедии» сидит дьявол, Люцифер.

Другие две части произведения под названием «Чистилище» и «Рай» насчитывают каждая по 33 песни. Для Данте 33 имеет символическое значение: это возраст Иисуса Христа, число гармонии. Часть «Ад» имеет другое количество песен, потому что в аду гармонии нет.

А всего в произведении 100 песен, потому что эта цифра символизирует совершенство.

Чистилище находится на горе и насчитывает семь кругов. Это не случайно — в кругах люди очищаются от семи основных грехов. Чем выше круг, тем чище душа находится в нем. На вершине горы находится Рай, где наслаждаются жизнью праведники в окружении ангелов. Еще выше — эмпирей, где герой встречает Бога в окружении божественных сущностей.

Высшие силы, как и силы зла, находятся в крайней точке, только теперь в высшей. Симметричное построение произведения подчеркивает это смысловой контраст.

Структура «Божественной комедии» вполне соответствует основной идее произведения — это путь человека от заблуждений и страдания — через очищение — к духовной гармонии и божественному просветлению. В композиции произведения это символический путь из лесных чащ через ад в чистилище, из которого можно достичь Рая и небесных чертогов.




Божественная комедия Данте: критика