«Братья разбойники» — первый опыт разработки Пушкиным темы народного протеста

Посылая А. Бестужеву для его альманаха уцелевший отрывок своей «разбойничьей» поэмы, Пушкин весьма выразительно замечал: «…если отечественные звуки: харчевня, кнут, острог — не испугают нежных ушей читательниц «Полярной звезды», то напечатай его». Подобных «отечественных звуков» в «Братьях разбойниках» не так уж много, но они накладывают отпечаток на стиль поэмы и потому их принципиально-новаторское значение очень велико. С «Братьев разбойников» начинается интенсивный процесс выработки Пушкиным своего поэтического

языка, использующего все богатство языка «отечественного» и вместе с тем устанавливающего его общенациональную норму.

Именно потому Пушкин замечал о «Братьях разбойниках»: «Как слог я ничего лучше не написал».

«Братья разбойники» — первый, еще романтический опыт постановки и разработки Пушкиным темы народного крестьянского протеста, темы, которая займет такое значительное место в дальнейшем его творчестве. Перед поэтом начинают все настойчивее вставать в качестве основных, актуальнейших вопросов, связанных с «духом века» и настоятельно требующих своего разрешения, с

одной стороны, проблема отношений между народом и представителями передового дворянства, с другой — проблема народных движений, роли народа в истории. Именно на основе этой проблематики возникают значительнейшие произведения Пушкина 20-х годов: последняя его романтическая поэма «Цыганы», начатая в январе 1824 г. в Одессе и оконченная в конце того же года в Михайловском, и его величайшие реалистические создания — роман в стихах «Евгений Онегин» и историческая трагедия «Борис Годунов».




«Братья разбойники» — первый опыт разработки Пушкиным темы народного протеста