Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы
Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция. Достаточно привести один факт.
Так, революция, которая, казалось бы, дала надежду на свободную жизнь, совершенно изменила людей: они оказались рабами этой системы. Именно к исследованию данной исторической проблемы обратились М. А. Булгаков и Б. Л. Пастернак.
Роман «Мастер и Маргарита» М. А.
Этот роман в романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Прототипом Мастера является сам писатель, который
В романе Мастер не смог одержать победу, но писатель сделал его победителем. Герой струсил, выбрал малодушный и более легкий путь: он просто убежал от трудностей, уйдя в сумасшедший дом, кроме того, Мастер сжег свой роман, написать который уже было смелостью. Ошибка Мастера заключалась в том, что он не смог бороться против кесарей, против власти, которая подавляла творчество, не принимала действительно значимое, избегала новшеств и инициатив.
Поэтому герою дарован покой. Действительно, конфликт властей и Мастера был неизбежен, но важна была борьба за правду. М. А. Булгаков красной нитью через весь роман проводит мысль о том, что все же наступит время высшей справедливости, когда каждому по его вере воздастся.
Другим примером является роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Произведение создавалось в послевоенные годы. На его страницах запечатлена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, личной близости.
Их судьбы оказываются прямо связаны с разворотом исторических событий. Основной вопрос, вокруг которого вращается жизнь героев, — отношение к революции.
История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Казалось бы, все прекрасно: семья, любимая работа, — но война не проходит мимо дома Живаго. Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго и Громеко из обжитого московского дома через всю европейскую Россию на Урал искать убежище. Самого Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда разлученный ими с женой и детьми, он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе.
Юрий Живаго, познав всю жестокость войны, сравнивает жизнь прошлую и жизнь настоящую: «Таким новым была война, ее кровь и ужасы, ее бездонность и одиночие… Таким новым была революция их войны родившаяся, кровавая, ни с чем не считающаяся, солдатская революция, направляемая знатоками этой стихии, большевиками». Герой в это период особенно отчетливо осознает свое место в мире. Взгляд Бориса Пастернака на этот же вопрос выражен в словах самого доктора Живаго: «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни».
Становится понятным, что нормальная жизнь «в истекающем кровью мире» невозможна. Примечательно, что главный герой не примыкает ник белым, ни к красным — он просто мечтает о мире, спокойствии и счастье.
Таким образом, для писателя было важно изобразить не столько саму жизнь героя, сколько выразить его отношение к революции. Опыт Живаго передает отношение опыт самого Пастернака, его отношения с созданной Октябрем действительностью.
На примере рассмотренных произведений известных писателей становится ясным, что герои жили во время насилия, жестокости, недоверия и непонимания, что ценность человеческой жизни измерялась не нравственными категориями. Отсюда судьбы булгаковских и пастернаковских героев по-своему трагичны. Заслуга же писателей, создавших данные произведения, состоит в том, что они смело выразили свою гражданскую позицию к истории и создали уникальных героев, воспринявших их взгляды на действительность.
Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы