Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

Грибоедов в числе первых авторов девятнадцатого столетия обратился к жанру социально-политической комедии. Написанное в 1824 году «Горе от ума» вызвало немало споров среди литературных критиков того времени. Современные литературоведы также до сих пор спорят о жанре произведения.

Почему же автор определил свое творение как комедию? Стоит отметить, что драматург ставил целью показать непримиримый конфликт «века нынешнего с веком минувшим».

При этом он желал высмеять пороки фамусовского общества. Если учесть, что в основе любой

комедии лежит внутренняя пустота героев, имеющих претензии на реальное значение, то «Горе от ума» весьма вписывается в обозначенный жанр.

Идеолог столичного дворянства Фамусов гордо рассуждает о заслугах своего класса перед Россией, об образованности, нравственности и чести. Но при детальном рассмотрении видно, что аристократией движет алчность, мелочность, стремление к праздности и страх перед просвещением. Не может не вызвать смех смесь «французского с нижегородским» Натальи Дмитриевны Горич, как и косность всего высшего общества.

Скалозуб то и дело отвечает невпопад, бездарно строя грамматические

конструкции.

«Горе от ума» можно отнести и к трагикомедии, ведь в произведении сильны драматические элементы. Вспомнить хотя бы распространенные Софьей слухи о безумии главного героя. Ленивое общество не готово принимать прогрессивные идеи, ему проще обвинить «чужака» в сумасшествии. Трагично также осознавать, что Софья предпочла беспринципного карьериста Молчалина достойному и честному Чацкому.

Однако в итоге девушку ожидает разочарование: «рыцарь ее сердца» влюблен в служанку Лизу…

Имеется еще один критерий, позволяющий считать пьесу трагикомедией — драматический финал. Перед Софьей открываются истинные намерения Молчалина, а отвергнутый обществом Чацкий вынужден уехать из Москвы навсегда. Оба романтических героя терпят поражение перед правдой жизни.

Даже причины чем-то схожи: у героя «ум с сердцем не в ладу», у девушки — сердце с умом.

Можно смело утверждать, что «Горе от ума» содержит черты трагикомедии. Современные критики называют произведение «высокой комедией», объединяющей в себе элементы комедии и трагедии.




Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?