Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
Грибоедов в числе первых авторов девятнадцатого столетия обратился к жанру социально-политической комедии. Написанное в 1824 году «Горе от ума» вызвало немало споров среди литературных критиков того времени. Современные литературоведы также до сих пор спорят о жанре произведения.
Почему же автор определил свое творение как комедию? Стоит отметить, что драматург ставил целью показать непримиримый конфликт «века нынешнего с веком минувшим».
При этом он желал высмеять пороки фамусовского общества. Если учесть, что в основе любой
Идеолог столичного дворянства Фамусов гордо рассуждает о заслугах своего класса перед Россией, об образованности, нравственности и чести. Но при детальном рассмотрении видно, что аристократией движет алчность, мелочность, стремление к праздности и страх перед просвещением. Не может не вызвать смех смесь «французского с нижегородским» Натальи Дмитриевны Горич, как и косность всего высшего общества.
Скалозуб то и дело отвечает невпопад, бездарно строя грамматические
«Горе от ума» можно отнести и к трагикомедии, ведь в произведении сильны драматические элементы. Вспомнить хотя бы распространенные Софьей слухи о безумии главного героя. Ленивое общество не готово принимать прогрессивные идеи, ему проще обвинить «чужака» в сумасшествии. Трагично также осознавать, что Софья предпочла беспринципного карьериста Молчалина достойному и честному Чацкому.
Однако в итоге девушку ожидает разочарование: «рыцарь ее сердца» влюблен в служанку Лизу…
Имеется еще один критерий, позволяющий считать пьесу трагикомедией — драматический финал. Перед Софьей открываются истинные намерения Молчалина, а отвергнутый обществом Чацкий вынужден уехать из Москвы навсегда. Оба романтических героя терпят поражение перед правдой жизни.
Даже причины чем-то схожи: у героя «ум с сердцем не в ладу», у девушки — сердце с умом.
Можно смело утверждать, что «Горе от ума» содержит черты трагикомедии. Современные критики называют произведение «высокой комедией», объединяющей в себе элементы комедии и трагедии.
Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?