Грибоедов в числе первых авторов девятнадцатого столетия обратился к жанру социально-политической комедии. Написанное в 1824 году «Горе от ума» вызвало немало споров среди литературных критиков того времени. Современные литературоведы также до сих пор спорят о жанре произведения.
Почему же автор определил свое творение как комедию? Стоит отметить, что драматург ставил целью показать непримиримый конфликт «века нынешнего с веком минувшим».
При этом он желал высмеять пороки фамусовского общества. Если учесть, что в основе любой комедии лежит внутренняя пустота героев, имеющих претензии на реальное значение, то «Горе от ума» весьма вписывается в обозначенный жанр.
Идеолог столичного дворянства Фамусов гордо рассуждает о заслугах своего класса перед Россией, об образованности, нравственности и чести. Но при детальном рассмотрении видно, что аристократией движет алчность, мелочность, стремление к праздности и страх перед просвещением. Не может не вызвать смех смесь «французского с нижегородским» Натальи Дмитриевны Горич, как и косность всего высшего общества.
Скалозуб то и дело отвечает невпопад, бездарно строя грамматические конструкции.
«Горе от ума» можно отнести и к трагикомедии, ведь в произведении сильны драматические элементы. Вспомнить хотя бы распространенные Софьей слухи о безумии главного героя. Ленивое общество не готово принимать прогрессивные идеи, ему проще обвинить «чужака» в сумасшествии. Трагично также осознавать, что Софья предпочла беспринципного карьериста Молчалина достойному и честному Чацкому.
Однако в итоге девушку ожидает разочарование: «рыцарь ее сердца» влюблен в служанку Лизу…
Имеется еще один критерий, позволяющий считать пьесу трагикомедией — драматический финал. Перед Софьей открываются истинные намерения Молчалина, а отвергнутый обществом Чацкий вынужден уехать из Москвы навсегда. Оба романтических героя терпят поражение перед правдой жизни.
Даже причины чем-то схожи: у героя «ум с сердцем не в ладу», у девушки — сердце с умом.
Можно смело утверждать, что «Горе от ума» содержит черты трагикомедии. Современные критики называют произведение «высокой комедией», объединяющей в себе элементы комедии и трагедии.
Дайджест:
- План сочинения: Кто умен в комедии Грибоедова «Горе от ума»?Кто умен в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? I. Вступление Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен — умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедова: «В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здравомыслящего человека». Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии представлены ... Читать далее...
- Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»План Чацкий и Молчалин — соперники в борьбе за сердце Софьи Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому? Какими же предстают перед читателем в комедии » Горе от ума » Чацкий и Молчалин? Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей? Выводы Чацкий и Молчалин — соперники в борьбе за ... Читать далее...
- Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»План За что Фамусов ценит Молчалина? Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе Чем опасен Молчалин для фамусовского общества? Выводы Комедия А. С. Грибоедова » Горе от ума » — это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно ... Читать далее...
- Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе Грибоедова «Горе от ума»Столкновение консерватизма и передовой идеологии в пьесе Грибоедова «Горе от ума». В начале сочинения укажите, как в знаменитой комедии А. С. Грибоедова сталкиваются два мировоззрения — охранительное, консервативное и передовое, прогрессивное. Помимо политических, социальных проблем, в произведении ставятся серьезные философские вопросы истины, личности, смысла жизни. Позиции Фамусова, Скалозуба, Молчалина консервативны, Чацкий и его немногочисленные соратники ... Читать далее...
- Что дает основание называть М. Ю. Лермонтова поэтом-романтиком?Романтической личности свойственно утверждаться в своей исключительности, выступать против всех и видеть действительность с позиции собственного идеала, подразумевающего исключительные требования. Герою-романтику присуще находить начало, равное себе, в общении с миром стихии и природных явлений. Скучная реальность тесна для душевных порывов романтика, поэтому его душа стремиться вырваться за ее пределы. Из-за этого человек оказывается в характерном ... Читать далее...
- Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложные реальные люди. Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» наделена Софья. Очень ... Читать далее...
- Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума»Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума». 1. Определите тему комедии А. Грибоедова «Горе от ума». 2. Определите понятие «вечные образы». Приведите примеры. 3. Из каких элементов состоит сюжет произведения? 4. Определите кульминацию комедии «Горе от ума». 5. Определите кульминацию романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 6. Определите кульминацию комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». ... Читать далее...
- По произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума»Творчество Грибоедова не изучается в школе в достаточной мере глубоко и серьезно. Однако, такое произведение как «Горе от ума» очень известно и популярно среди читателей. Со дня написания этой комедии утекло немало воды, поколения сменили поколения, но тем не менее представленные в пьесе человеческие ценности не изменились, не утратили своих единомышленников и по сей день. ... Читать далее...
- По комедии Грибоедова «Горе от ума»Знаменитый русский писатель сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий — всегда оказывались непонятыми обществом, ... Читать далее...
- План сочинения: Образ Софьи и ее роль в комедии Грибоедова «Горе от ума»Образ Софьи и его роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I. Вступление Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что указывал еще Пушкин. II. Главная часть 1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрослая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает ... Читать далее...
- Грибоедов, Горе от ума. Как вы думаете, почему Грибоедов считал свою пьесу комедией?Б. Голлер в статье «Драма одной комедии» пишет: «Софья Грибоедова — главная загадка комедии». С чем, по вашему мнению, связана такая оценка образа? Софья во многом отличалась от барышень своего круга: независимостью, острым умом, чувством собственного достоинства, пренебрежением к чужим мнениям. Она не ищет, как княжны Тугоуховские, богатых женихов. Тем не менее она обманывается в ... Читать далее...
- Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? по роману эпопее Война и мирВ романе-эпопее «Война и мир» Лев Толстой ярко представляет читателю жизнь русского дворянства. Среди действующих лиц произведения особо выделяются два героя — Андрей Болконский и Пьер Безухов. Практически сразу видно, что писатель выделяет князя и незаконно рожденного сына графа среди других персонажей. Читатель знакомится с Болконским и Безуховым уже с первых страниц, показывая их гостями ... Читать далее...
- Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню. В частности, весьма резко в отношении Софьи высказался А. С. Пушкин: «Софья очерчена не ... Читать далее...
- История создания горе от ума ГрибоедоваИстория создания. В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума»;, хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее. Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума»;, открывшая в 1825 году, вместе с трагедией ... Читать далее...
- Смысл названия горе от ума ГрибоедоваСмысл названия. Проблема ума — это тот идейноэмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы общественно-политического, философского, национально-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем ... Читать далее...
- Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А. С«Горе от ума» — первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности. Выразителем авторских взглядов и носителем «положительной программы» в пьесе является се главный герой — Чацкий. В этом его сходство с традиционными героями-резонерами просветительских «классических» комедий. В своих пространных монологах Чацкий обличает и высмеивает социальное зло ... Читать далее...
- Основные мотивы комедии «Горе от ума» Грибоедова А. СМотив — это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие «характеров, мелодий, мотивов» и составляет сюжет художественного произведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова «Горе от ума». Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы — это беспокойство. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно ... Читать далее...
- Краткая характеристика произведения «Горе от ума» Грибоедова А. СЖанр произведения — комедия в четырех действиях, в стихах. Главные герои-. Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте, Софья Павловна — его дочь, Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова, Александр Андреевич Чацкий. Комедия построена по законам классицизма, но сатирическое изображение общества, изображение жизни во всем ее многообразии, типизация характеров и обстоятельств — признаки реализма. ... Читать далее...
- Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой. Вместе с другими передовыми студентами он изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма ... Читать далее...
- Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?«Горе от ума» — это уникальное творение А. С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель прекрасно сознавал, что создает произведение, непохожее на обычные, традиционные образцы комедийного жанра. Уже после завершения работы над пьесой Грибоедов определил ее жанр как «драматическую картину». В чем же проявляются черты классицистической комедии в произведении? В ... Читать далее...
- Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» посвящено почти все третье действие. В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них — и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его жизненную философию: когда надо «прислужиться» ... Читать далее...
- Что дает основание отнести стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» к философской лирике?Стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» является философским, потому как в нем поэт поднимает важную, волнующую его тему жизни и смерти. Лирический герой, находясь на пороге старости, охваченный «увяданья золотом», размышляет о пройденном им жизненном пути, сожалея об утраченной свежести, молодости, которая прошла, «как с белых яблонь дым». Ему грустно оттого, что ... Читать далее...
- Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский ... Читать далее...
- Художественные особенности горе от ума ГрибоедоваХудожественные особенности. Художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы. Комедия «Горе от ума»;, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом ... Читать далее...
- Сюжет и композиция комедии «Горе от ума» Грибоедова А. СВ своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории — эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, которые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права. Общественно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дворян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пьесы. Идея произведения решена весьма интересно. Чацкий уезжает «вон из Москвы» , где ... Читать далее...
- Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии ГрибоедоваУрок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии «Горе от ума» можно заметить черты Классицизма: Быстрое развитие действия; Острота диалогов; Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами; Сохранение трех классических единств ; Особенности сценических амплуа ; Говорящие имена и фамилии. Однако Грибоедов делает своих героев не однолинейными, как ... Читать далее...
- Краткое изложение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»План Утро в доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий. Отъезд Чацкого из Москвы. ... Читать далее...
- Анализ Горе от Ума, личность ГрибоедоваА. С. Пушкин писал, что познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Александра Сергеевича привлек в нем «озлобленный ум», «меланхолический характер», «добродушие»… Грибоедов родился в 1795 году, значит, в 1817 г. ему было двадцать три года — и… меланхолический характер, озлобленный ум? Откуда бы это в молодые годы? Кажется, причин для тоски не было. По рождению ... Читать далее...
- Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена: это 1824 год. Но точная датировка пьесы важна только ученым, а ... Читать далее...
- План сочинения: Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова «Горе от ума»Внесценические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» I. Вступление Комедия Грибоедова — реалистическое произведение, в котором автор дает обобщенную картину социальной жизни России 10-х — начала 20-х годов XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. II. Главная часть 1. ... Читать далее...
Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?