Что ни толкуй Вольтер или Декарт, Мир для меня колода карт
События, изображенные в «Пиковой даме», происходят в столице, в кругах русской аристократии. Наиболее полно и обстоятельно в повести представлен старинный род графов Томских. Главной фигурой оказывается старая графиня, Пушкин сам указал, что прототипом графини послужила княгиня Наталья Петровна Голицына. Для нас важна эта ссылка на прототип, как сознательное] стремление Пушкина в изображении Томских подчеркнуть принадлежность их к древней русской аристократии.
Голицыны — древнейший княжеский род, давший России многих полководцев
Сосредоточенность Пушкина на изображении древнего рода Томских не случайна: именно в повести «Пиковая дама» он рассчитывался со своими иллюзиями конца 1820-х годов, когда возлагал надежды на родовой дворянстве) и клеймил яростно новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями.
Соответственно этой концепции деятельность высшего сословия, исполняющего свой долг защитников народа, естественно имеет исторический характер.
В «Пиковой даме» Пушкин тоже создает родословную древнего рода Томских, но ее роль совершенно иная. Преодолев
Он, по словам внука, «был род бабушкина дворецкого», своей жены «он боялся как огня». Уже в середине XVIII века граф Томский отошел от всякой полезной и нужной отечеству деятельности. Он жил праздно, проживал нажитое его предками — за полгода пребывания в Париже с молодой женой было издержано полмиллиона.
У Томского было четверо сыновей — «все четыре отчаянные игроки». Один из них был отцом молодого офицера — участника событий повести, действие которой происходит в 1830-е годы. Главное занятие внука — карточная игра.
Активность светской жизни направлена на устройство выгодной женитьбы: в конце повести сообщается, что Томский-внук «произведен в ротмистры и женится и на княжне Полине». История Томских наглядно демонстрирует деградацию старинного дворянского рода. И чиновное, и родовое дворянство чуждо народу и не может быть его защитником.
Но воссозданием истории рода старинных дворян Пушкин не ограничивается. В основе его изображения Цворянства в повести — историческая и социальная Пираллель: русские аристократы рисуются на фоне событий предреволюционной Франции, ее судьба соотносится с судьбой французской аристократии в канун революции. Вместе с образом старой графини в повесть входит Париж конца XVIII века.
Параллель была уж отмечена и по-своему объяснена Г. А. Гуковским.
Пушкин лаконично, но исторически точно набрасывает картину жизни французского дворянства 1770 годов — «круг космополитической аристократии», «опять ассоциативное имя герцога Орлеанского», «легендарный Сен-Жермен, философский камень масонов, Казакова, Версаль, Кете — все это помогав читателю в воображении представить «старый режим».
Несомненно, это так. Но смысл исторической параллели вовсе не сводится к противопоставлению века XIX веку XVIII : «Этот мир, окрашенный французскими словечками, мир легкомысленный, но все-таки обаятельный, умер; его смела революция во Франции, его убивают Германны во всей Европе и уже в России. Лучший ли мир приходит ему на смену?
Пушкин сомневается в этом».
Что ни толкуй Вольтер или Декарт, Мир для меня колода карт