Что способствовало возникновению литерату­ры на Руси и как это отразилось на ее содержании?

Древнерусская литература является на­чальным этапом в формировании и разви­тии русской литературы. Ее возникнове­ние тесно связано с процессом образования раннефеодального государства. Она была во многом подчинена политическим зада­чам укрепления этого государства, стрем­лению объединить раздробленные княжест­ва в единое централизованное государство.

В ней нашли отражение разные периоды развития Древней Руси с XI по XVII век.

По словам исследователя В. В. Кускова, «это литература формирующейся велико­русской народности, постепенно

склады­вающейся в нацию». Особую роль в вы­полнении этой задачи сыграла летопись.

Возникновению древнерусской литера­туры во многом способствовало принятие Русью христианства, что повлияло на ее содержание, художественные формы и складывающиеся жанры.

Содержание литературы русского Сред­невековья отличается особой духовно­стью. Жизнь человеческой души, воспи­тание и совершенствование нравственного мира человека — вот главная ее задача. В ее произведениях прославлялись такие христианские идеалы, как милосердие, скромность, душевная щедрость, нестяжание.

Следствием стало появление жан­ра

жития, прославлявшего героическую и подвижническую сущность достойней­ших людей эпохи — святых, героев, вое­начальников, деятелей православной цер­кви, чьи физические и духовные подвиги могли служить примером для воспитания юношества.

Как трактуется в апокрифе «Хождение Бого­родицы по мукам» библейский сюжет о сошествии Христа на землю и принятии им мук за грехи люд­ские?

Как и другие апокрифы, «Хождение Бо­городицы по мукам» попало в XI веке в список «отреченных книг», т. е. не при­знанных церковью из-за несоответствия ряду официальных церковных трактовок.

Так, трактовка темы грешников в апок­рифе отличается от канонической прежде всего в изображении ада и мук, которым подвергаются там умершие. Если церков­ные книги лишь утверждали неизбеж­ность мук после смерти грешника, то апокриф поражал воображение читателя подробными картинами адских мучений. Некоторые исследователи древнерусской литературы усматривают в памятнике некое противо­поставление Божьему Суду живого сочув­ствия Богородицы к грешникам.

Что же касается пришествия Христа в мир и принятия им мук за людские грехи, то расхождений между библейской трак­товкой и трактовкой апокрифа нет.

Согласно Библии, Господь послал на землю сына своего как Спасителя мира, который избавит людей от рабства греха и власти диавола — «сотрет главу змия», как сказал Бог еще первым людям в раю, спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной бла­женной жизни с Богом. Путем доброволь­ной искупительной жертвы Христос спа­сает людей от окончательной погибели. Поправ собственной смертью смерть, он даровал людям жизнь вечную, вечное бла­женство, т. е. спасение всем, уверовав­шим в него.

В апокрифе в ответ на мольбы грешни­ков, заступничество пресвятой Богороди­цы и ангельского сонма Христос сходит с престола и говорит, что он приходил на землю, чтобы освободить людей от перво­родного греха. При этом он напоминает о нарушении заповедей Божьих и нераска­янности грешников. Явление же Христа грешникам и временное облегчение их участи не является каноническим текстом и потому церковью не признается.

Попробуйте доказать, опираясь на приведен­ный отрывок из текста «Жития Феодосия Печерско­го», что перед вами художественное изображение святого.

Преподобный Нестор, изображая Фео­досия Печерского, использует присущие художественным произведениям приемы создания образа героя, в данном случае — святого. К ним относится развернутое сравнение Феодосия со светилом, всем ви­димым и освещающим путь черноризцам. Это сравнение призвано особо выделить его святость, признание его чудодействен­ных заслуг перед всем мирским и монаше­ским обществом.

Создавая живой, яркий образ Феодосия Печерского, автор говорит о том, что тот с радостью работал в пекарне, был телом си­лен и крепок. Это отличает изображение Феодосия от принятой обрисовки других святых — седовласых, седобородых, серьез­ных и сосредоточенных на своих внутрен­них раздумьях. В этом описании звучит необходимая для агиографической литера­туры наставительная идея — пример тако­го подвижнического труда для юношества.




Что способствовало возникновению литерату­ры на Руси и как это отразилось на ее содержании?