Цитата в литературе

Цитата. Сколько их в монографии, диссертации, докладе… Вряд ли возможно обойтись без цитат. И это естественно.

Отрывок из чужой работы, процитированный в научном тексте, призван или подтвердить выводы автора, или, напротив, стать отправной точкой полемики. Культура исследовательского труда требует строгой точности цитирования по наиболее авторитетному изданию, правильного оформления библиографического аппарата.

Цитата же в романе, повести, рассказе представляется на первый взгляд чем-то в принципе невозможным или по меньшей мере

странным, так как художественному творчеству присущи иные законы, чем научному. И нет, пожалуй, ничего более чуждого ему. чем строгая система логических доказательств с опорой на авторитет предшественников. И, тем не менее, авторитет этот имел огромное значение с древнейших времен, имеет его и в наши дни.

Под цитатой в прозе понимается сознательное включение в текст дословного или видоизмененного отрывка из произведения литературных предшественников или современников, а также указаний на эти произведения с какой-то определенной целью. Цитата во многом близка к реминисценции и отличается от нее прежде всего

тем, что всегда осознана автором.

Цитаты, как правило, достаточно очевидны, они должны быть, по мысли автора, узнаны читателем. Если читатель не воспринимает цитату как вкрапленный в произведение чужой текст, не может назвать ее источника, то цитата утрачивает свое назначение, а вместе с этим обедняется и восприятие произведения в целом. Возрождение ее в подобном случае — задача литературоведов-комментаторов.

Кавычки — этот обязательный знак цитаты — для художественной литературы не характерны. Иногда чужой текст графически выделяется курсивом. В устах персонажа цитаты могут приобретать и другое значение — характеризовать его культурный уровень, круг его чтения.

Точное, дословное цитирование для художественной литературы отнюдь не является непреложным правилом. Так, А. Белый в эпиграфах к главам романа «Петербург» отклоняется от пушкинских текстов, как бы цитирует «по памяти». Что же касается многочисленных скрытых цитат, не выделенных ни графически, ни каким-либо иным способом, то здесь писатели получают достаточно большую свободу. Они вольны не только цитировать по памяти, но порой и сознательно переделывать чужую фразу без единой ссылки на источник, нисколько не опасаясь обвинения в плагиате. Ибо задача цитирования — не скрыть заимствование, а, наоборот, подчеркнуть его и таким образом включить в произведение.

Так, герой повести Кюхельбекера «Последний Колонна» без единой формальной ссылки вызывает в памяти читателя трагедию Шиллера «Дон Карлос», включив в письмо неточную цитату из нее.

Цитирование может быть рассчитано на читательскую элиту либо на широкую публику.

Цитата не только связь с творчеством предшественников, но и отталкивание от него, развитие старых достижений на новом этапе развития, в ином художественном мире. Как известно, для гоголевских «Петербургских повестей» характерна тенденция деромантизировать действительность, пародировать излюбленные сюжеты романтиков. Петербург Ремизова настолько деромантизирован, что возникает потребность в обратном процессе. Это становится очевидным в тех случаях, когда найденный Гоголем прием как бы выворачивается наизнанку.

В то время как Гоголь превращает Гофмана и Шиллера в сапожника и жестяных дел мастера. Ремизов в рассказе «Глаголица» устами своего Корнетова возвышает простых и незаметных людей до уровня знаменитостей. Гоголевская игра романтическими фамилиями отразилась и в «Петербурге» Андрея Белого.

В данном случае речь идет о контаминации имени, отчества и псевдонима известного русского писателя-романтика, последователя Гофмана Антония Погорельского. Его роман «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», спроецированный таким образом на сюжет «Петербурга», еще раз дополнительно вводит тему двойничества, очень важную для романа, а также отсылает и к гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и к «Невскому проспекту». Романтическая пара Гофман и Шиллер трансформируется, с одной стороны, в последователя Гофмана, разрабатывающего тему двойничества, а с другой, расщепляется на романтического Неуловимого и безумного Дудки на.

Говоря о литературной цитате, необходимо коротко остановиться и еще на одной ее разновидности — автоцитате, зародившейся довольно давно и получившей распространение в современной литературе. Речь идет о тех случаях, когда писатели сознательно включают в текст ссылки на собственные произведения, получающие таким образом статус авторитетного источника. Литературное цитирование встречается в нескольких разновидностях и выполняет определенные функции: характеристика персонажа, установление связи с литературной традицией или с контекстом собственного творчества, создание усложненной символики, и так далее.




Цитата в литературе