Тропы в литературе: примеры и виды

Троп. Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения.

Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления слов.

Переход от общеупотребительных значений слова к образным называется тропом. Связь образного и прямого смысла слова осуществляется всеми тропами, основными из которых являются метафора,

метонимия и ирония.

В басне лиса величает осла умным, считая это безобидное существо глупым созданием, которое, впрочем, спешит оправдать подобное мнение о себе, принимая слова лисы за чистую монету. Благодаря иронии, таким образом, «глупый» и «умный», выражающие в обычном языке противоположные смыслы, в произведении баснописца становятся синонимами.

При метонимии троп опирается на причинную связь разных понятий. Гнезда вьют, конечно, птицы. Но Тургенев был вправе рассчитывать на понимание, когда назвал один из своих романов не «Дворянская усадьба», а «Дворянское гнездо», потому что человек

тоже «вьет гнезда», тоже создает себе уют.

В метафоре троп «раскручивается» с помощью какого-нибудь общего признака сравниваемых явлений. В стихотворении «Не пишется» А. Вознесенский строит троп, исходя из похожести творческого затишья на ощущение от приостановки сельскохозяйственных и промышленных работ: «Поля мои лежат в глуши./ Погашены мои заводы./ И безработица души/ Зияет страшною зевотой».

Остальные типы тропов являются, по существу, разновидностями иронии, метонимии и метафоры.

Тропы расширяют и углубляют представления о явлениях, чем. в частности, определяется высокая степень образности речи ребенка. Тропы, приумножая оттенки слова, делают речь и более индивидуальной, более оценочной, более эмоциональной. Все эти свойства тропов резко увеличивают интенсивность его применения в диапазоне от научно-делового до языка художественной литературы, который особенно богат образностью.

Троп способствует красоте слога. Однако самоцельное использование тропов приводит лишь к украшательству. Троп должен быть оправдан характером переживаний и характером носителей этих переживаний, должен быть оправдан особенностью передаваемых мыслей и чувств, должен быть оправдан уместностью эмоций, должен служить содержательности. Можно, допустим, упрямо утверждать, что Днепр разливается на сотни километров. И никто не поверит.

Но та же гипербола Гоголя ни у кого не вызывает и тени сомнения: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Однако не обязательно, как в приведенном примере, чтобы эмоциональность находила выход в тропах. Гениальный мастер метафорического, образного языка Хагани передавал самые мощные по эмоциональному накалу мысли и чувства без применения тропов: «У народа в году есть два праздника.

Но присмотрись — /И название праздника вряд ли ты дашь этим дням!/ Потому, что такого и праздника нет на земле,/ Где бы не было места скорбям, и слезам, и смертям».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Тропы в литературе: примеры и виды