Данте Алигьери — поэт и мыслитель Переход от средневековья к возрождению
Цель: показать особенности периода Проторенессанса в Италии, познакомить учеников со сведениями о жизни и творчестве Данте Алигьери, выяснить место его творчества в литературном процессе эпохи и его взнос в развитие литературы эпохи Средневековья, ознакомить учеников с морально-философским содержанием поэмы, ее художественной структурой, особенностями композиции и основными образами, проанализировать первую песню «Ада»; развивать навыки исследовательской деятельности, выразительного чтения, образного мышления; воспитывать интерес
Тип урока: урок-путешествие с элементами изучения нового материала.
Оборудование: портрет Данте, выставка книг писателя и книг о нем, репродукциях фресок Джотто, картин Леонардо да Винчи, С. Ботичелли, музыкальная запись сонаты Ф. Листа «После чтения Данте», компьютер, карточки с задачами для групповой работы, таблица «Художественный мир «Божественной комедии».
Ход урока.
І. «Ад».
В центре художественного мира произведения — Земля, в северном полушарии расположена глубокая воронка Ада, центр
1) первый круг — некрещеные грудные дети и добродетельные христиане;
2) второй круг — нарушители брачной верности: Франческа, Паоло;
3) третий круг — обжоры;
4) четвертый круг — скряги и моты;
5) пятый круг — гневные, скучные;
6) шестой круг — приют еретиков;
7) круг седьмой — насильники всех видов;
8) круг восьмой — обманщики, лицемеры, святокупцы, взяточники, воры, лукавые руководства, сводники и соблазнители, зачинщики раздора, фальшивомонетчики;
9) круг девятый — предатели: Иуда, Брут, Кассий.
Саамы страшный грех, по мнению Данте, — измена.
ІІ. «Чистилище».
В Южном полушарии расположена гора Чистилище, окруженная со всех сторон океаном, вместе с Предчистилищем и Земным Раем здесь также девять кругов. В Предчистилище очищаются души умерших, не примиренных с церковью, пренебреженны и те, что умерли не своей смертью. Здесь находится и долина земных властелинов:
1) первый круг — напыщенные;
2) второй круг — завистливые;
3) третий круг — сердитые;
4) четвертый круг — ленивые;
5) пятый круг — скряги;
6) шестой круг — обжорливые;
7) круг седьмой — ячейка прелюбодеев.
В Земном Раю Данте сопровождает Матильда, но здесь уже появляется видение Беатриче, которая будет сопровождать героя в Рай — символ благородной любви.
ІІІ. «Рай».
Вокруг Земли двигаются Солнце и планеты, они также образовывают девять кругов, на которых расположен небесный рай, где живут в вечном блаженстве души праведников:
1) первое небо — Луны;
2) второе — Меркурия;
3) третье — Венеры;
4) четвертое — Солнца;
5) пятое — Марса;
6) шестое небо — Юпитера;
7) седьмое небо — Сатурна;
8) восьмое — небо незыблемых звезд;
9) девятое — Кристаллическое, или ангельских иерархий.
Десятое небо образовывает Эмпирей — помещение божества, мир вечности. Последние песни поэмы описывают утопическую картину рая, где сияют звезды, мерцают разными цветами отблески огненной реки, расцветают волшебные цветы. Данте изображает Небесную Розу — воплощение христианских идеалов, а в финале поэмы герою появляется видение Бога и ему, в конце концов, открывается идея Божественной любви, «что водит солнце и звездные потолки».
Ученики защищают схемы, зачитывают крылатые выражения.
IV. Применение знаний, умений, навыков.
Остановка 4. Класс родной школы.
Литературный диктант.
1) В каком городе родился Данте? .
2) Как звали девочку, в которую влюбился поэт? .
3) Сколько раз он видел ее? .
4) Какую книгу написал Данте сразу после смерти любимой? .
5) Какую политическую партию поддерживал Алигьери? .
6) В каком университете он получил образование? .
7) Какой город стал последним приютом художника? .
8) Какое название дал сам автор произведению о путешествии в потусторонний мир? .
9) В каком году оно было опубликовано под новым названием? .
10) Из скольких песен состоит это произведение? .
11) Кто из поэтов переводил поэму на украинский язык?
12) Что означает имя «Данте»? .
V. Подведение итогов урока. Оценивание.
Устное опрашивание:
— В каком городе мы сегодня побывали?
— Почему Данте вынужден был жить в изгнании?
— Что лежит в основе сюжета «Божественной комедии»?
— Как вы понимаете слова Лины Костенко, вынесенные как эпиграф урока?
VI. Домашняя задача.
1 группа: устное рисование «Каким я представляю Поэта».
2 группа: устное рисование «Каким я представляю Вергилия».
3 группа: устное рисование «Какой я представляю Беатриче».
Обосновать ответы.
1. Прочитать І и V песни поэмы, выписать героев, составить план.
2. Определить авторскую оценку образов Франчески и Паоло.
Данте Алигьери — поэт и мыслитель Переход от средневековья к возрождению