Деревенская проза Астафьева
Деревенская проза — одно из направлений в отечественной литературе, получившее развитие во второй половине 20 века. Основная идея этого литературного направления заключается в описании жизни в селах и деревнях, когда большая часть народа потянулась в город, добровольно отказываясь от исторических традиций жить и трудиться «на земле», рядом с природой и могилами предков, от бытовых, культурных и нравственных ценностей, передаваемых от поколения к поколению деревенскими жителями.
Виктор Петрович Астафьев — один из ярких представителей
Астафьев родился и часть своей жизни прожил в сибирской деревне, в красноярском крае, на берегу реки Енисея. Сюда же вернулся жить и работать спустя много лет, после того, как покинул родной край. Он любил свою родину всей душой и эту любовь вложил в свой литературный труд.
В его произведениях «Последний поклон», «Ода русскому огороду», «Жизнь прожить», «Царь-рыба» и др. русская деревня представлена в образе горячо любимой, родной, такой понятной
Жители деревень — простые, не богатые, но добрые люди, во многих вещах зависящие от природы и ее даров. Их основные источники доходов — это лес, река, домашняя скотина, да огороды. Верят в приметы, лечатся народными средствами, придерживаются своих устоев и правил, зачастую непонятных городским жителям.
Помогают друг другу, кто чем может, вместе всем селом делают заготовки на зиму, вместе отмечают праздники, как, например, расписано в повести «Осенние грусти и радости». Взрослые часто пьют, а их дети растут как бы сами по себе — свободные и сильные: знают чем прокормить себя, знают, как вести себя на реке и в лесу, знают, как избежать много опасностей, знают повадки и особенности поведения лесных птиц и зверей.
И вместе с нежными чувствами к русской деревне в произведениях Виктора Петровича Астафьева четко прослеживается горечь ее утраты, в связи с эпохой перемен в 60-80 годы прошлого века, со стремлением людей вырваться в городскую жизнь. В своих произведениях автор сожалеет о том, что крестьянский уклад жизни, формировавшийся в течение долгих столетий, уходит в небытие, что вместе с сельской жизнью разрушается и утрачиваются нравственные ценности, присущие крестьянскому быту, сходит на нет простой и упорядоченный патриархальных быт, исчезает единение с природой, а вся его «деревенская проза», как бы пронизана прощальными мотивами. И кажется, что «Последний поклон» — прощальная песня, в которой автор с сожалением расстается с Родиной, той, какой он ее знает и любит всем сердцем.
Деревенская проза Астафьева