Деспотическая власть Арины Петровны
Господа Головлевы роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В Господах Головлевых автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода. Дом, семья, род вот ценности подлинные, а не мнимые.
И именно им самозабвенно отдает всю свою яркую жизненную одаренность родоначальница и глава семейства Арина Петровна
И вроде бы добивается успеха: могущество головлевского рода неоспоримо. Она сама это горделиво осознает: Какую махину выстроила!. Но когда цель, как кажется, достигнута, выясняется, что она была иллюзорной, что все потеряно, а жизнь, своя собственная и близких, была бессмысленно принесена в жертву.
Роман, посвященный упорному созиданию семейной твердыни, кончается полным человеческим крахом: опустением дома и распадом родственных связей.
Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы Арины Петровны и ее детей. Головлева властная и энергичная помещица, хозяйка всего имения, натура сложная
Ее страсть накопительство. Со всевозможными приобретениями, обогащением связаны самые яркие воспоминания жизни Арины Петровны. И дети, в который раз слушая ее повествования об этом, воспринимают слова маменьки как увлекательную сказку.
Денежные отношения главная, самая прочная нить, которая связывает Арину Петровну и ее сыновей Степана, Павла и Порфирия. Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но бездеятельный, постылый Степка-балбес, спился и умер. Другой сын Павел со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем фантастическом мире наедине с самим собою.
Так и протекала его безрадостная жизнь, пока верх над ним не взял смертельный недуг.
Младший сын, Порфирий, пожалуй, самая выдающаяся фигура в этом семействе. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем лживость и угодничество. Порфирий с детских лет умел опутать доброго друга маменьку паутиной лжи и подхалимажа, за что и получил от других членов семьи прозвища Иудушка и кровопийца. Прозвища эти как нельзя лучше отражают его сущность.
Не Иуда, а именно Иудушка, поскольку он был лишен размаха настоящего Иуды-предателя. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного настоящего поступка
Предательство и подхалимство вот характеризующие его черты. Он предает всех и всегда. Все Иудушкины поступки настолько мелки и ничтожны, что вызывают негодование и омерзение.
Даже обращаясь к Богу, он откровенно практичен. Господь для него нечто вроде высшей инстанции, к которой можно обращаться со своими гнусными прошениями.
Так почему же головлевский род обречен на вымираниеПочему мать и дети так и не нашли общего языкаОтвет совершенно ясен: деспотизм, привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение головлят распорядиться собственными судьбами. Будущие крушения, детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный родной угол головлевская молодежь возвращается только погибать.
В конце романа Щедрин показал опустевшую и обезлюдевшую твердыню, в которой есть все. Не пустодомом живу! хвастается Иудушка, но в то же время здесь никого нет. Пугающий своей силой образ тишины, ползущие по дому тени вовсе не случайно повторяются в романе.
И потрясает сцена Иудушки с мертвыми душами: покойной матерью, братьями, давно умершими слугами. Отвернувшись от живой жизни, герой общается с призраками, пока внезапное пробуждение одичалой совести не заставит его с ужасом спросить: Что такое сделалось! где… все… Вся тяжесть ответственности за гибель рода Головлевых падает на Порфирия. Его же Салтыков заставит и очнуться за всех.
Иудушка, наконец, понимает, что есть настоящие человеческие отношения, законы человеческой связи. Он осознает эгоистическую разъединенность головлевского рода и ответ за все многочисленные семейные грехи возьмет на себя. Порфирий сам вынесет себе смертный приговор его найдут замерзшим недалеко от могилы матери.
Это особенно касается Порфирия Петровича Головлева Иудушки. Он попадает в паутину собственного пустословия, становясь жертвой и палачом одновременно. Свое безразличие к спившемуся брату Степке-балбесу Иудушка также пытается скрыть за пустыми фразами, уговаривает мать лишить наследства нерадивого сына. Не без участия Иудушки Степан был обречен на полуголодное затворничество.
Смерть брата приближает Порфирия Петровича к роковому одиночеству. История умертвий находит продолжение в судьбе другого брата Иудушки Пашки тихони. Сцена свидания Порфирия Петровича с умирающим братом показывает всю внутреннюю пустоту и равнодушие Иудушки. За его религиозными речами кроется лишь меркантильный интерес.
Павлу казалось, что Порфирий опутывает его невидимой паутиной, от которой трудно дышать, которая приближает его и без того скорую кончину. Даже на самого близкого человека свою мать Порфирий Петрович смотрит глазами не любящего сына, а богатого помещика, отводя ей роль бессловесной приживалки. Правда, вначале Иудушка льстит матери, заискивает перед нею, стараясь создать видимость любящего и заботливого сына, пытаясь стать ее душеприказчиком.
И как только добивается своего, сразу же теряет интерес и уважение к матери; она теперь ему не нужна лишний рот. Так же перешагнет он и через своих детей, Петеньку и Володеньку, отказав им в помощи, заменяя ее пустыми и длинными письмами. Порфирий Петрович прекрасно понимает, что обрекает сыновей на смерть, но нет в его сердце любви и сострадания, милосердия и сочувствия.
Семейные узы, сыновний и отцовский долг все это для него пустые фразы. Лишь стяжательство, жажда наживы имеют для него смысл. Но никакой логики в его действиях нет. Для чего ему богатство, кому он хочет его оставить, кого осчастливитьНикого близких нет рядом.
Лишь спившаяся племянница бередит его душу, рассказывая о своей жизни на театральных подмостках и рисуя картину гибели Любиньки… Ради чего он жил, что и кому оставит после себяЗадает ли Порфирий Петрович себе подобные вопросыНет. Он старается спрятаться от жизни за пустословием.
Боясь прозрения, он прячется за видимостью жизни.
Салтыков-Щедрин создает достаточно сложный и трагический образ. Жизненный путь Иудушки это постепенная утрата им связи с реальностью, с живыми людьми, а затем мучительный путь прозрения на пороге жизни, когда почти раздетым пойдет он в ночь на могилу матери. А может быть, это лишь горячечный бредАвтор не дает однозначного ответа, оставляя решение за читателями.
Произведения Салтыкова-Щедрина, написанные им на злобу дня, благодаря ярчайшему таланту сатирика пережили десятилетия, но не утеряли своей силы. Они изобличают и смеются, борются с пошлостью и фальшью, пустопорожней болтовней и бездушием, косностью и невежеством.
Блистательная сатира Михаила Евграфовича, к сожалению, актуальна и сегодня, так как отрицательные типы, созданные его бессмертным талантом, удивительно живы и в наши дни. Но рассмотреть их и найти методы борьбы с ними помогает великий писатель.
Деспотическая власть Арины Петровны