Дневник лишнего человека. повесть

Над повестью «Дневник лишнего человека» Тургенев усердно работал около двух лет. Завершена она была в январе 1850 года и появилась на страницах апрельского номера «Отечественных записок». Судя по высказываниям самого Тургенева, он ценил эту повесть, которую писал «соя атоге» : «…думаю, что это хорошая вещь» . «В этом произведении схвачен кусок подлинной жизни»,- скажет Тургенев спустя восемнадцать лет (там же, т.

VII, с. 89, 368).

Журнальная публикация повести подверглась жестокой цензурной расправе. Она оказалась неприемлемой

с точки зрения норм официальной морали и нравственности. Сатирическая направленность нового произведения Тургенева также противоречила охранительным принципам российской цензуры того времени.

Однако в 1856 году в сб. «Для легкого чтения» и первом томе «Повестей п рассказов» Тургеневу удалось восстановить все цензурные купюры.

«Дневник лишнего человека» занимает видное место в ряду произведений Тургенева. Это рубеж па пути к психологической повести второй половины 50-х годов, романам «Рудин», «Дворянское гнездо» и «Накануне». Название повести дало имя целому историческому

явлению; оно как бы отделилось от нес и обрело самостоятельную жизнь в мире русской литературы.

Цензура не случайно всполошилась, ибо повесть таила в себе острый политический смысл. Это становится особенно ясным при знакомстве с черновым автографом. После слов окончательного текста «Кто знает?

Кто скажет?» — речь шла о том, «какие причины могли способствовать» появлению «сверхштатного, «лишнего человека»,- в черновом автографе говорилось: «…кто знает? А может быть — я не столько сам виноват, сколько… Э! да я, кажется, вдаюсь в политику». Почти то же самое заметит позднее герой «Переписки»: «Все мы виноваты, да винить-то нас все-таки нельзя…

Обстоятельства нас определяют; они наталкивают нас на ту пли иную дорогу, и потом спи же нас казнят…» Эти горькие слова прямо перекликаются с тем, что столь многозначительно скажет один из героев романа «Рудип» Лежнев: «Нас бы очень далеко повело, если бы мы хотели разобрать, отчего у нас являются Рудины…» Тургенев явно имел в виду николаевскую действительность, задушившую декабристское движение, погубившую Пушкина, Лермонтова, Чаадаева; мир, который довел до смертельного отчаяния Гоголя…

«Дневник лишнего человека» — одна из первых «личных» повестей писателя, в ней много от самого Тургенева — и это сразу же почувствовали современники, «…за остротами г. Чулкатурина беспрестанно видны Вы сами…» — писал Тургеневу Е. М. Феоктистов, рассказывая о впечатлении, произведенном повестью в литературных кругах.

Как всегда, мнения критики о новом произведении Тургенева четко разделились. Ее либеральная часть, в данном случае в лицо Л. В. Дружинина, резко выступила против «критического» начала повести. «Мы не хотим тоски,- писал критик,- не желаем произведений, основанных па болезненном настроении духа… сатирический элемент, как бы блистателен оп ни был, не способен быть преобладающим элементом в изящной словесности» . Дружинин, таким образом, рассматривал повесть Тургенева в совершенно определенном ряду — в ряду созданий Григоровича и, главным образом, Ф. М. Достоевского. Однако спустя шесть лет, в связи с выходом в 1856 году «Повестей и рассказов» Тургенева, Дружинин вновь высказался о «Дневпике липшего человека», и этот отзыв профессионального и талантливого критика представляет явный интерес, ибо он обращен к герою повести: «Больной и унылый Чулкатурин есть тип своего рода, тин, принадлежащий кружку небольшому, но замечательному. Он истинно лишний человек, один из тех лишних людей, без которых не существует ни одного молодого общества» .

Значительность повести, глубину ее идейных и художественных обобщений отметил Ап. Григорьев. «Дневник лишнего человека» — это, по его словам, «глубокая, искренняя исповедь болезненного душевного момента, пережитого многими, может быть целым поколением» .

Н. Г. Чернышевский обратил внимание на эту повесть при появлении ее во втором томе сборника «Для легкого чтения», особо выделив ее вместе с «Записками маркера» Л. Толстого.

IJerz, mein Herz… was willst du mehr?- перифраза из стихотворения Гете «Neue Liebe, neues Lebcn* : «IIerz, mein Ilerz, was soil das gcben?..»

О мой сад… и вы, высокие березы… Расставаясь с жизнью, я к вам одним простираю мои руки.- Это явно автобиографический отрывок. Описание сада в Спасском встречается во многих произведениях Тургенева. Старинный запущенный сад в Спасском с годами слился для Тургенева, подолгу жившего за границей, с образом нежно любимой родины.

Видение цветущего сада буквально преследовало Тургенева до последних мгновений жизни. Смертельно больной, он писал другу своему, поэту Я. П. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от мепя дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу» .

Я бы хотел еще раз надышаться горькой свежестью полыни…- Эти ощущения Чулкатурина сродни тем, которые охватили героя повести «Ася», набредшего на куст конопли возле дороги: «Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску но ней…»

Я ложился спать и вставал… трубку курил-иначе, чем прежде… словно крылья вдруг выросли у меня за плечами.- Сравнение это получило свое дальпейшее развитие в повести «Лея»: «- А крылья могут у нас вырасти,- возразил я.- Как так?- Поживите — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья»,- говорит г. Н. Н., полюбившей его Асе.

Говорят, одному слепому красный цвет представлялся трубным звуком…- Исчерпывающий комментарий к этому тексту повести дан М. П. Алексеевым. По мнению ученого, наиболее вероятным источником, из которого Тургенев мог почерпнуть сведения о слепом английском математике XV!! в. П. Саундерсонс, уподобившем красный цвет трубному звуку, был знаменитый трактат Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» . Сравнение Саун-дерсона, которого Локк знал лично, было опубликовано в этой книге впервые и подвергнуто здесь же психологическому анализу.

Стр.364. …кроме той отрады особенного рода, которую Лермонтов имел в виду, когда говорил, что весело и больно тревожить язвы старых ран…- Имеются в виду строки из стихотворения поэта «Журналист, читатель и писатель» .

…разве любовь — естественное чувство? Разве человеку свойственно любить? Любовь — болезнь…- Эту же мысль Тургенев развил в повести «Переписка».

В последнем письме Алексея Петровича говорится: «Любовь даже вовсе не чувство; она — болезнь, известное состояние души и тела…» Близкие мысли звучат и в повести «Фауст».

…поставляли в пример… лакедемопца, который… предпочел самую смерть позору…- Эта притча приведена Плутархом в «Жизнеописании Ликурга», в рассказе о воспитании спартанцев.

Я был разбит наголову… как пруссаки под Йеной… -14 октябри 1806 г. под городом Иеной Наполеон разгромил часть прусской армии; одновременно маршал Даву разбил остальную ее часть под Ауэрштедтом. В результате этих поражений прусская армия перестала существовать.

…аптекарем, необыкновенно чирым немцем…- Чирый — самодовольный.

…петербургских мирлифлеров…- Мирлифлерами во времена Людовика XVI называли молодых парижских франтов. В России, в конце XVIII — начале XIX в. это прозвище использовали в борьбе против Карамзина сторонники классицизма. Слово прочно вошло в литературный обиход; например, П. Л. Вяземский писал в 1847 г.: «Требования наших журнальных маркизов и мирлифлеров мало озабочивали смиренную и опростонародившуюся натуру Гоголя» .

…я, как Поприщин, большею частью лежал на постели…- В «Записках сумасшедшего» Гоголя, под датой 4 октября Поприщин записал: «Дома большею частию лежал на кровати».

О люди! точно, жалкий, род/..- перифраза из стихотворения Пушкина «Полководец» : «О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!»

Стр. 3S2. …указательный палец, украшенный перстнем из корналинки…- Корналнвка, или корналин — полудрагоценный камень сердолик. Это слово одним из первых употребил Тургенев, что было специально отмечено ученымв-лингвисгами.

Я чувствовал себя чем-то вроде Сципиона Африканского.- Древнеримский полководец Публий Корнелий Сципион Африканский Старший прославился своими воинскими доблестями и великодушным отношением к побежденным.

Стр.390. …как то легкое дуновение, от которого поднялись дыбом волоса у пророка…- В Библии Елифаз Феманитянин говорит Иову: «И дух прошел надо мною; дыбом стали волоса на мне» . Размышления героя повести о неотвратимости смерти и обреченности человека Ап. Григорьев справедливо считал выражепием собственно тургеневских взглядов. Уже в этой повести, по убеждению критика, находится «ключ к уразумению тургеневских отношений к природе» . Наиболее полно эти мысли Тургенева развиты в повести «Поездка в Полесье».

И пусть у гробового входа…//Красою вечною сиять!- Цитата из стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» .




Дневник лишнего человека. повесть