Добро и зло по комедии Недоросль
Свое бессмертное произведение — остросоциальную комедию «Недоросль» — Денис Иванович Фонвизин, известный русский драматург, окончил в 1781 году. В центр своего произведения он поставил проблему воспитания. В XVIII веке в России господствовала идея просвещенной монархии, которая проповедовала становление нового человека, передового и образованного. Второй проблемой произведения стала жестокость по отношению к крепостным крестьянам.
Резкому осуждению в комедии подвергалось крепостное право как система.
В те времена решиться
Все произведения во все времена одной из сюжетных линий избирали тему добра и зла, которая рассматривалась на примере характеров героев, а также в исследовании внутреннего мира человека. В комедии «Недоросль» эта тема тоже присутствует. Среди всех героев можно выделить отрицательных — это Простакова, ее сын Митрофан и брат Скотинин, а также положительных — это Софья, ее дядя Стародум, жених Милон, и представитель закона — Правдин.
Фонвизин резко противопоставил эти две группы героев друг другу. Первые изображены жестокими, тупыми и подлыми людьми.
Неуча Митрофанушку интересует лишь обжорство и голубятня, его имя стало нарицательным, отождествляемым с невежеством. Говорящая фамилия «Скотинин» сама о себе говорит: больше всех на свете он любит свиней. Простаков в произведении — фигура ничтожная, он полностью подчиняется своей жене, потакает всем ее капризам.
И совсем с другой стороны описывает автор положительных героев: Софья — умная и добрая девушка, Стародум, ее дядя, воспитан на идеалах Петровского времени, когда во главе всего стояли честь и слово. Жених Софьи Милон — офицер, тоже человек слова и чести. «Освободителем» крепостных крестьян в произведении является Правдин. Его фамилия тоже говорящая, он борется за правду и побеждает.
Второстепенные герои тоже подразделяются на добрых и злых. С хорошей стороны показывает себя отставной офицер учитель Цыфиркин, он отказывается от денег. Вральман, бывший извозчик, а теперь учитель, чему он может научить Митрофана, кроме как вранью?
В финале произведения зло побеждено, Простакова раскаивается, получая по заслугам, даже Митрофан, так горячо любимый ею, отворачивается от нее. Доля крепостных крестьян стала легче, но проблема все же остается нерешенной до конца. Ведь Митрофан — это представитель нового поколения, как и Милон и Софья, но он гораздо более жесток и отвратителен, чем Простакова и Скотинин. У него нет никаких идеалов, никаких привязанностей.
Фонвизин не мог однозначно ответить на вопрос: кто же победит в извечной борьбе добра и зла. Как и в жизни, на первый взгляд, победу одерживает добро, но в последний момент перед нами возникает глупое и наглое лицо Митрофанушки, и мы понимаем, что не все так однозначно.
Добро и зло по комедии Недоросль