«Доброта дороже богатства». Методическая разработка классного часа в 1-2 классах
Цель: создание благоприятных условий для формирования уважительного отношения к людям, сочувствия, внимания к окружающим. Задачи:
Обучающие: вспомнить «волшебные слова» и их применение; формировать положительные чувства и эмоции;
Развивающие: развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, развивать коммуникативные умения и навыки;
— Воспитательные: воспитывать доброе отношение к окружающим людям. Методы: Беседа, рассказ, метод самопознания, анализ жизненных ситуаций. Форма: Классный час с элементами
Целевая аудитория: 1-2 классы.
Оборудование: раздаточный материал, плакат «Дерево добрых дел», плакат «Солнышко», толковый словарь.
Использованная литература:
Богданова О. О., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1985 г.
Левина С. А., Тукачева С. И. «Физкультминутки», Волгоград «Учитель», 2005 г.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие детей. Проверка готовности к занятию.
2. Введение.
— Упражнение «Солнышко — облачка».
На доске вывешивается солнышко.
— Какие ассоциации
Ответы детей.
Вспомните и поднимите руки те, кого когда-нибудь обижали.
Поднимите руки те, кто сам обижал кого-нибудь.
Напишите на облачке, какие чувства вы испытывали в этот момент.
.
Кто хочет прочитать, что он написал?
Изменилось ли настроение в нашем классе? Каким образом?
Ответы детей.
— Наши обиды, плохое настроение портят нам жизнь, мешают нам полноценно работать И учиться.
3. Основная часть.
— Работа в парах.
— Обсудите, как можно избежать таких ситуаций.
— Все ребята высказали очень интересные мнения, а я вам предлагаю составить слово, ко Торое называет то, что поможет в решении таких ситуаций.
В конверте лежат карточки, на каждой — одна буква. Парам предлагается составить из них слово.
— Работа в парах.
— Обсудите, что такое «доброта». Ответы детей.
— Работа со словарем.
— Найдем определение этого понятия в толковом словаре. Доброта — Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
Другим.
— В семье слова «доброта» много родственников.
— Работа с родственными словами по карточкам. Качества, определяющие доброту:
Добродетельный.
Добродушный.
Доброжелательный.
Добронравный.
Добросердечный.
Добросовестный.
Каждому хотелось бы обладать всеми этими качествами.
На каждую букву слова «доброта» Придумайте слова, обозначающие черты, которые характеризуют доброго человека.
ДУшевный
ОТкрытый
БЕззлобный
РОмантичный
ОТзывчивый
ТЕрпимый
АКтивный
— Работа в парах.
Бескорыстие, великодушие, гостеприимство, безразличие, вредность, грубость, терпимость, улыбчивость, обидчивость, озлобленность, равнодушие.
— Классификация.
— Распределите данные черты характера на две группы: Нам помогают… Нам мешают…
— Анализ стихотворения А. Барто «Как Вовка стал взрослым».
На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то Вовка — добрая душа. А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит. С добротой покончил Вовка, Он решил — ему неловко В зрелом возрасте таком Быть каким-то добряком! Он краснел при этом слове, Стал стесняться доброты, Он, чтоб выглядеть суровей, Дергал кошек за хвосты.
Дергал кошек за хвосты, А дождавшись темноты, Он просил у них прощенья За плохое обращенье. Знайте все, что он недобрый, Злее волка! Злее кобры! — Берегись, не то убью! — Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой, Но расстроился потом, Закопал ее украдкой В огороде под кустом. Он теперь сидит на крыше, Затаившись, не дыша, Лишь бы только не услышать: «Вовка — добрая душа!»
Вопросы для анализа:
Почему Вовка решил стать злым?
Почему вы считаете, что Вовка не прав?
Злой ли Вовка на самом деле?
— Анализ стихотворения О. Высотской «Ежик».
Сережа очень нелюдим. Ох, как бы подружиться с ним? А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: Ежик, Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет, всех смеша:
Не уколитесь об Ежа! Но еж как будто глух и нем — Сидит, не говорит ни с кем.
Сережа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: — Нет.
А на коньках пойдешь кататься?
Нет, мама будет волноваться. Но вот в начале декабря Узнали о Еже, Что у него совсем не зря Так плохо на душе, Что мама у него больна, С постели не встает она. И Ежик ходит за обедом И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Сереже, Решил Алеша: «Мы ему Всей звездочкой поможем!» Друзья стучатся у дверей:
Открой, Сережа, поскорей! Мы в нашем переулке Тебе купили булки.
И сахар взяли заодно!
А здесь, в пакетике, пшено! Давай готовить ужин. — Сережа был сконфужен. Уж не казался он ежом, Он стал совсем не колкий, Скорей за чайником пошел, Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить, Пожалуй, с целым светом!.. Когда кому-то трудно жить, Должны мы знать об этом.
Вопросы для анализа:
Почему все ребята звали Сережу Ежиком?
Отчего же он был таким замкнутым и нелюдимым?
Как поступили ребята?
Какие перемены произошли в Сереже?
Какие качества проявили одноклассники Сережи?
О доброте отзывчивости сложено много стихов, песен, пословиц.
— Работа с деформированными пословицами.
.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
Дети читают стихи о доброте.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может, не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра,
Было доброе вчера,
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Всегда ли человека, который говорит вежливые слова можно назвать добрым?
Что, по вашему мнению, ценится больше — добрые слова или добрые дела?
— «Дерево добрых дел».
Каждому ребенку выдается листочек, на котором ему нужно записать какое-нибудь доброе дело.
— Кто хочет прочитать, что он написал?
4. Подведение итогов.
Вы сегодня узнали много хороших слов.
Чтобы наше солнышко очистилось от тучек, каждый должен сказать какое-нибудь доброе слово.
.
— Релаксация. «Сотвори в себе солнце».
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как наша звездочка увеличилась. Направляем
Лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Оно несет тепло всем нам!
Никитина Светлана Юрьевна,
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 643 Московского района Санкт-Петербурга
«Доброта дороже богатства». Методическая разработка классного часа в 1-2 классах