«Доброта дороже богатства». Методическая разработка классного часа в 1-2 классах

Цель: создание благоприятных условий для формирования уважительного отношения к людям, сочувствия, внимания к окружающим. Задачи:

Обучающие: вспомнить «волшебные слова» и их применение; формировать положительные чувства и эмоции;

Развивающие: развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих людей, развивать коммуникативные умения и навыки;

— Воспитательные: воспитывать доброе отношение к окружающим людям. Методы: Беседа, рассказ, метод самопознания, анализ жизненных ситуаций. Форма: Классный час с элементами

игры.

Целевая аудитория: 1-2 классы.

Оборудование: раздаточный материал, плакат «Дерево добрых дел», плакат «Солнышко», толковый словарь.

Использованная литература:

Богданова О. О., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1985 г.

Левина С. А., Тукачева С. И. «Физкультминутки», Волгоград «Учитель», 2005 г.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие детей. Проверка готовности к занятию.

2. Введение.

— Упражнение «Солнышко — облачка».

На доске вывешивается солнышко.

— Какие ассоциации

возникают у вас в связи с солнышком?

Ответы детей.

Вспомните и поднимите руки те, кого когда-нибудь обижали.

Поднимите руки те, кто сам обижал кого-нибудь.

Напишите на облачке, какие чувства вы испытывали в этот момент.

.

Кто хочет прочитать, что он написал?

Изменилось ли настроение в нашем классе? Каким образом?

Ответы детей.

— Наши обиды, плохое настроение портят нам жизнь, мешают нам полноценно работать И учиться.

3. Основная часть.

— Работа в парах.

— Обсудите, как можно избежать таких ситуаций.

— Все ребята высказали очень интересные мнения, а я вам предлагаю составить слово, ко Торое называет то, что поможет в решении таких ситуаций.

В конверте лежат карточки, на каждой — одна буква. Парам предлагается составить из них слово.

— Работа в парах.

— Обсудите, что такое «доброта». Ответы детей.

— Работа со словарем.

— Найдем определение этого понятия в толковом словаре. Доброта — Это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро

Другим.

— В семье слова «доброта» много родственников.

— Работа с родственными словами по карточкам. Качества, определяющие доброту:

Добродетельный.

Добродушный.

Доброжелательный.

Добронравный.

Добросердечный.

Добросовестный.

Каждому хотелось бы обладать всеми этими качествами.

На каждую букву слова «доброта» Придумайте слова, обозначающие черты, которые характеризуют доброго человека.

ДУшевный

ОТкрытый

БЕззлобный

РОмантичный

ОТзывчивый

ТЕрпимый

АКтивный

— Работа в парах.

Бескорыстие, великодушие, гостеприимство, безразличие, вредность, грубость, терпимость, улыбчивость, обидчивость, озлобленность, равнодушие.

— Классификация.

— Распределите данные черты характера на две группы: Нам помогают… Нам мешают…

— Анализ стихотворения А. Барто «Как Вовка стал взрослым».

На глазах растут ребята! Жил в стихах моих когда-то Вовка — добрая душа. А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит. С добротой покончил Вовка, Он решил — ему неловко В зрелом возрасте таком Быть каким-то добряком! Он краснел при этом слове, Стал стесняться доброты, Он, чтоб выглядеть суровей, Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты, А дождавшись темноты, Он просил у них прощенья За плохое обращенье. Знайте все, что он недобрый, Злее волка! Злее кобры! — Берегись, не то убью! — Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой, Но расстроился потом, Закопал ее украдкой В огороде под кустом. Он теперь сидит на крыше, Затаившись, не дыша, Лишь бы только не услышать: «Вовка — добрая душа!»

Вопросы для анализа:

Почему Вовка решил стать злым?

Почему вы считаете, что Вовка не прав?

Злой ли Вовка на самом деле?

— Анализ стихотворения О. Высотской «Ежик».

Сережа очень нелюдим. Ох, как бы подружиться с ним? А может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут. Девчонки просят: Ежик, Дай перочинный ножик!

А Коля крикнет, всех смеша:

Не уколитесь об Ежа! Но еж как будто глух и нем — Сидит, не говорит ни с кем.

Сережа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: — Нет.

А на коньках пойдешь кататься?

Нет, мама будет волноваться. Но вот в начале декабря Узнали о Еже, Что у него совсем не зря Так плохо на душе, Что мама у него больна, С постели не встает она. И Ежик ходит за обедом И топит печь вдвоем с соседом.

Он должен в комнате прибрать, А иногда и постирать. Конечно, трудно одному Приходится Сереже, Решил Алеша: «Мы ему Всей звездочкой поможем!» Друзья стучатся у дверей:

Открой, Сережа, поскорей! Мы в нашем переулке Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно!

А здесь, в пакетике, пшено! Давай готовить ужин. — Сережа был сконфужен. Уж не казался он ежом, Он стал совсем не колкий, Скорей за чайником пошел, Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить, Пожалуй, с целым светом!.. Когда кому-то трудно жить, Должны мы знать об этом.

Вопросы для анализа:

Почему все ребята звали Сережу Ежиком?

Отчего же он был таким замкнутым и нелюдимым?

Как поступили ребята?

Какие перемены произошли в Сереже?

Какие качества проявили одноклассники Сережи?

О доброте отзывчивости сложено много стихов, песен, пословиц.

— Работа с деформированными пословицами.

.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Доброта без разума пуста.

Добрые слова дороже богатства.

Дети читают стихи о доброте.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра,

Было доброе вчера,

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Всегда ли человека, который говорит вежливые слова можно назвать добрым?

Что, по вашему мнению, ценится больше — добрые слова или добрые дела?

— «Дерево добрых дел».

Каждому ребенку выдается листочек, на котором ему нужно записать какое-нибудь доброе дело.

— Кто хочет прочитать, что он написал?

4. Подведение итогов.

Вы сегодня узнали много хороших слов.

Чтобы наше солнышко очистилось от тучек, каждый должен сказать какое-нибудь доброе слово.

.

— Релаксация. «Сотвори в себе солнце».

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.

Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как наша звездочка увеличилась. Направляем

Лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце.

Оно несет тепло всем нам!

Никитина Светлана Юрьевна,

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 643 Московского района Санкт-Петербурга




«Доброта дороже богатства». Методическая разработка классного часа в 1-2 классах