Докажите справедливость утверждения Лобовой: «Образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости»

Докажите справедливость утверждения Т. М. Лобовой: «Образ ре­бенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости».

Приступая к написанию сочинения, вспомните бытующее в литера­туроведческой традиции мнение о том, что именно М. Ю. Лермонтову принадлежит «лирическ9е открытие темы детства». Особое отношение к детству прослеживается в произведениях разных жанров, чертами ранней взрослости отмечены практически все герои-де­ти: ребенок у М. Ю. Лермонтова — всегда рано повзрослевший и много испытавший человек.

Справедливость

этого утверждения докажите на примерах известных вам произведений. Для этого охарак­теризуйте образы детей, созданные в свете заявленной проблемы.

Отметьте, что и в поэме, и в романе автор выявляет разные факторы и обстоятельства, способствующие досрочному взрослению своих героев. В первом произведении это особая организация душевного строя ребенка, во втором — асоци­альные обстоятельства жизни, столкновение с недетскими проблемами.

Обратите внимание на актуализированную в обоих текстах тему ду­ховного сиротства. Покажите, что душевный надлом обуславливает особое внутреннее состояние души

Мцыри — «бездомье», характерное для взрос­лых героев М. Ю. Лермонтова.

Покажите, какое значение имеет для Мцыри память о детстве, от­метьте, что автор поэмы намеренно использует художественный прием воспоминания героя о любимой семье, прекрасной и далекой родине для характеристики свободолюбивой личности Мцыри. Ценность этих вос­поминаний усиливается тем, что герой находится в ситуации «порогового состояния» между жизнью и смертью.

Обратитесь к роману «Герой нашего времени». Убедитесь в том, что слепой мальчик из «Тамани» показан во всем многообразии проявления и его детской непосредственности, и одновременно некоей порочности, обуслов­ленной ранним соприкосновением ребенка с прагматичным миром взрос­лых.

Объясните, почему вначале М. Ю. Лермонтов вызывает у Печорина негативное отношение к слепому, а затем, в конце произведения, снимает его. Задумайтесь над тем, почему герой романа испытывает чувство гру­сти.

Подводя итоги, согласитесь с существующей трактовкой проблемы раннего взросления ребенка в творчестве М. Ю. Лермонтова.




Докажите справедливость утверждения Лобовой: «Образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости»