Древнерусские былины про Илью Муромца

Цель: Древнерусские былины про Илью Муромца. Воплощение в них представлений о патриотизме, героизме, идеальных героях продолжить знакомство с содержанием и особенностями жанра древнерусских былин; показать, что основным героєм былин является богатырь, патриот своей земли и защитник слабых; совершенствовать умение учащихся подтверждать свое мнение примерами из текста; воспитывать культуру речи, формировать навыки выразительного чтения, культуру восприятия произведений разньгх видов искусства; воспитывать культуру ответа: логичность,

последовательность, доказательность, эмоциональность. Оборудование: репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

ХОД УРОКА І. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Проверка домашнего задания Рассказать о былине как литературном жанре. Какие особенности былины характеризуют ее песенный характер, Роднят с устным народным творчеством?

Каким образом создатели былин стремились подчеркнуть необычность, героичность происходящего? 2. Проверка выразительного чтения былины II. Формирование новых знаний, умений и навыков 1. Комментированное чтение былины Работа над выразительным чтением.

1.

Чтение фрагмента Перечислите жанровые особенности былины по этому фрагменту? Что нового мы узнали о славном богатыре Илье Муромце? 2. Чтение фрагмента Кто из героев былины и как изображен в этом отрывке? Чем вызвано повторение описання «силушки великой», а также Силы и мощи Соловья Разбойника?

Почему об опасности, угрожающей людям, князю Владимиру из вестно досконально, а о том, что опасность миновала, он не знает? Как вы думаете, на чьей стороне авторы былины в диалоге богатыря и князя? Почему?

3. Чтение фрагмента — Кто вступает в диалог князя с богатырем? — Какую позицию занимает Соловей Разбойник? — Что мы можем сказать о князе Владимире? — Почему Илья Муромец сразу же увез Соловья Разбойника в чисто поле? Что он сказал при этом врагу? 2. Беседа с учащимися по содержанню былины — Какие мысли и чувства вызывает у нас этот славный богатырь?

— Почему в былине всякий раз подчеркивается его происхождение? — Как вы думаете, что будет делать богатырь дальше — останется в стольном граде Киеве или уедет?.. Куда, по-вашему, дальше отправится богатырь? (Можно предложить учащимся пофантазировать на эту тему, используя репродукции картин В.

Васнецова «Витязь на распутье» и «Богатыри».) III. Подведение итогов урока — Когда и почему возникли былины? Зачем в древние Бремена народ создавал былины, думы, героические песни?

Какую цель ставили перед собой авторы и исполнители былин?

— Может ли возникнуть былина в наши дни? — Почему образ славного богатыря Ильи Муромца остается в памяти народа уже столько веков? IV. Комментарии к домашнему заданию — На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в героическое прошлое.

На этот раз мы отправимся в средневековую Англию.

Представьте себе праздник, большое скопление народа, ярмарочную площадь, где под музыку и танцы повествуется о каком-то событии. Тут куда больше вымысла, чем в древнерусских былинах. Сюжет более драматичен, больше насыщен диалогом.

А самое главное — дается лирическая эмоциональная оценка персонажей. Ваша задача: прочитать произведения о знаменитом английском разбойнике Робин Гуде, подготовить пересказ или постановку фрагмента в лицах, сформулировать вопросы по произведению; определить жанр произведения. Индивидуальное задание одному-двум ученикам: подготовить короткое сообщение об исторической обстановке Англии XII в.




Древнерусские былины про Илью Муромца