«Двенадцать» Блока А. А. как поэма символизма

Все преходящее — только подобие. И.-В. Гете А. А. Блок считается самым талантливым поэтом среди русских символистов, а поэма «Двенадцать» — вершиной его творчества, так как в ней ярко отразились художественные принципы символизма. Русский символизм как литературное направление появился в 90-е годы XIX века и был обусловлен новой общественной ситуацией и новыми философскими системами. В символизме человек и его отношения с миром понимаются иначе, чем в реализме;окружающая жизнь представляется поэту или художнику не как рациональная,

объяснимая действительность, а как фантастический и алогичный хаос.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает другой мир, каждое явление реального мира фигурирует лишь как символ какой-то идеи. Иными словами, произведение символизма всегда построено на антитезе: потусторонний мир идей — здешний мир, являющийся призрачным, неясным отпечатком того мира. У Блока образы в их прямом, реальном значении остаются мало связанными, раздробленными, но эти образы приобретают связь и смысл «за пределами видимости» , то есть при их символическом истолковании. Например, в «Двенадцати»

в первой главке изображается вечер в зимнем Петрограде, с падающим снегом, с разгулявшимся ветром.

Автор рисует торопящихся прохожих, неподвижного стоящего буржуя; приводит обрывки их разговоров. В этой реальной уличной сценке Блок сталкивает все слои русского общества, и сценка приобретает символическое значение: поэт показывает разное отношение к революции названных слоев общества. А вот другая уличная картинка: бездомный шелудивый пес тащится за патрулем. Но в поэме автор сам заявляет, что пес — символ «старого мира»:

Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос, А старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. Реальная сценка переосмысливается и приобретает символический подтекст: «старый мир» по пятам следует за красногвардейцами — представителями «нового мира». Игра символов связана с числом двенадцать. В поэме двенадцать главок, действительным историческим фактом является то, что красногвардейский патруль состоял из двенадцати человек. Но когда в конце поэмы впереди двенадцати красногвардейцев появляется Христос с кроваво-красным флагом, патруль переосмысливается в общеизвестный библейский символ.

Теперь красногвардейцы становятся апостолами нового времени, а Ванька, бывший их дружок, изменивший революции, моментально ассоциируется с Иудой, учеником-предателем Христа. Теперь и сама революция может быть воспринята как пришествие Нового царства, о котором говорится в Библии. У каждого поэта-символиста складывается свой круг более или менее устойчивых образов-символов, но таких условных и прихотливых, что нужен особый авторский «ключ» для их понимания.

В «Двенадцати» сквозным символом становится ветер, который появляется в девяти из двенадцати главок. Метель и ветер — устойчивые символы в творчестве Блока. Но что они обозначают? Можно сказать, что образ ветра символизирует у поэта движущееся, меняющееся время. Или другое предположение: ветер символизирует отношение Блока к революции, показывает предчувствие и ожидание надвигающейся революционной бури, которая должна смести «старый мир» с исторической арены, а белый снег подчеркивает чистоту этого революционного вихря. Однако это только догадки: Блок, как и другие символисты, избегал прямого выражения идеи, логического раскрытия темы, однозначного истолкования символа, поэтому поэзия символизма доступна только очень узкому кругу «посвященных» читателей.

Все описываемые явления в поэтике символизма лишены реальной конкретности, колорита места и времени. Образы у поэтов-символистов становятся знаками отвлеченных сущностей. Красногвардейский патруль, который проходит через ночной Петроград, состоит из двенадцати человек, но об этих героях читатель ничего не знает, они в поэме никак не охарактеризованы: ни по возрасту, ни через портрет, ни через предысторию, ни через социальное и семейное положение. Только об одном из них — о Петрухе — известно, что у него была «страстная любовь» с Катькой. Девица-изменница теперь гуляет с богатым Ванькой, а до Петрухи у нее были романы с офицерами, юнкерами и т. д. Еще в поэме будут звучать горькие стоны Петрухи по поводу смерти Катьки и его проклятья буржую, который, оказывается, виноват в этой смерти.

Таким образом, на место яркого, полнокровного образа, который создавался в реалистической литературе, символисты поставили абстрактный образ-символ: живописать своих героев символисты не стремились, ибо для них важен не сам по себе герой, а его идея. Поэты-символисты, выражая «потусторонюю идею», использовали символику цветов. В «Двенадцати» из всего многообразия цветов и цветовых оттенков реального мира присутствуют всего три цвета: черный, белый и красный.

Черная ночь над Петроградом, черная злоба кипит в груди, черные ремни на винтовках красногвардейцев, Ванька лихо крутит свой черный ус. И тут же белая метель, снег на земле, белые розы в венце Христа. Контрастно выделяются на черно-белом фоне кроваво-красный флаг, которым машет Христос, и красная кровь Катьки на снегу, а в воспоминаниях Петрухи возникает пунцовая родинка неверной любовницы.

В критической литературе можно найти объяснение этому набору цветов: от черного прошлого через кровь народ, по мнению автора, должен прийти к чистой, новой жизни. Но уверенно сказать, что это объяснение однозначно верно, нельзя, ибо символ у Блока принципиально многозначен. Важную роль в поэзии символистов играет музыкальное начало, так как музыка не изображает явления реального мира, а дает интуитивное представление о нем. То же самое символисты стремились выразить в слове.

В «Двенадцати» поэт показал, как он слышал революционные события: каждая из двенадцати главок имеет свой ритм: ритм частушки, раешника, романса, плясовой и разбойничьей песни, марша, молитвы, плаката и т. д. Так создается впечатление дисгармонии, вселенского хаоса, который царит в мире. Это впечатление согласуется в поэме с поведением ветра: он носится по миру, рвет плакат об Учредительном Собрании, «косит» прохожих и т. д. Понятно, что Блок воспринимает революцию как необузданную стихию. Это подтверждается образами ветра и движущегося патруля, а также издерганным, постоянно меняющимся ритмом главок.

Язык «Двенадцати» способствует выражению смятения, хаоса в мире. В поэме слышится многоголосие, составленное из отдельных реплик людей-представителей разных общественных слоев и групп. Старушка-мещанка охает и жалуется на трудную жизнь, длинноволосый интеллигент торжественно хоронит Россию, барыня в каракуле чувствительно восклицает, а двенадцать красногвардейцев крепко ругаются, употребляют просторечные формы слов, жаргонные слова, грубо балагурят, обсуждая поведение Катьки. Так в поэме через многоголосие создается сложный образ народа-одновременно кроткого, безответного, разбойного, вольного, жестокого.

Современников поразила лексическая образность «Двенадцати». Писатель А. М. Ремизов заметил, что в поэме «всего несколько книжных слов, но по-другому передать улицу невозможно». Подводя итог, можно сказать, что в поэме Блока «Двенадцать» отразились все главные принципы символизма. Для этого литературного направления характерно стремление поставить «неисчерпаемый» символ на место конкретного образа.

Блок сам писал, что хочет Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Символизм позволяет углубить содержание произведения, когда за изображением вполне узнаваемой ситуации возникает «второй, третий, четвертый и т. д. план», благодаря которому в произведении выражаются авторские философские обобщения, исторические аналогии, привносится космичность чувств и страстей. Символизм связывает два мира — здешний и «мир идей», в этом дуализме явлений и их сущностей заключена главная художественная особенность символизма как литературного направления. В «Двенадцати» наблюдается редкая гармония содержания и формы литературного произведения.

Блок понимает революцию как необузданную стихию и в природе, и в обществе, поэтому главным героем в поэме становится ветер. Все художественные приемы служат выражению этого впечатления от революции: человеческие фигуры находятся в движении, плакат развевается над улицей между домами, метель вихрится по городу. Только буржуй на перекрестке «стоит безмолвный, как вопрос» . В этом контрасте движения и неподвижности видится глубокое противопоставление. Блок бесконечно варьирует ритмы главок, сталкивает резко контрастные краски, передает многоголосие уличной толпы, смешивает разные языковые стили.

Иными словами, в поэме все разнообразные приемы должны передать авторское восприятие революции, его взволнованность, тревогу, двойственное отношение к историческому событию, которое разворачивается у него на глазах.




«Двенадцать» Блока А. А. как поэма символизма