Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции А. А. Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского.
А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Санкт-Петербурге. Писатель вырос в семье своего деда известного ботаника А. Н. Бекетова. В семье очень любили литературу, почти все сами писали и занимались переводами. Именно в такой литературной семье и вырос великий поэт.
В 1898 году А. А. Блок оканчивает гимназию, поступает в Петербургский университет,
Теперь поэт смотрит на жизнь не как влюбленный юноша, а как уже состоявшийся критик действительности, судья
Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. Она стала гимном революции, как некая песнь славы и преданности одной идее. Октябрьская революция в поэме «Двенадцать» представляет собой стихийное проявление и противостояние социальных низов общества политическому строю того времени. У Блока эта революция показана как безумное действие захватывающее и поглощающее весь мир: Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! Революция у поэта не может существовать классово, так как на это влияет ее стихийность.
Поэтому «неугомонный враг» в поэме так и не показан. В поэме есть только одно единственное убийство и не буржуя, стоящего на перекрестке, а убийство Катьки. Так поэт показывает эту стихийность, которая проявляется в необузданном, неуправляемом стремление убивать и рушить. Уж я ножичком Полосну, полосну!..
Силы, которые руководят этой революцией, различны. А. А. Блок показывает, что сама по себе она имеет две стороны, как положительную, так и обратную — отрицательную. С одной стороны, революция необходима для восстановления справедливости, а с другой — она же способна подтолкнуть людей и к плохим, необдуманным поступкам — мародерству, вандализму: Эх, Эх! Позабавиться не грех!
Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба! Носителями идеи революции в поэме «Двенадцать» являются красногвардейцы, и их поступки тоже двойственны. Именно они вершат справедливую расправу с буржуазией, и им же принадлежит бессмысленное убийство Катьки. Они держат революционный шаг, но в то же время могут и «ножичком полоснуть».
Революция у А. А. Блока с одной стороны предельно обобщена. В поэме действующие лица обыкновенные простые люди — это какой-то писатель, Петька, Ванька, барыня в карауле, Катька, главная действующая сила, двенадцать красногвардейцев, имена которых неизвестны. А с другой стороны, для поэта революция — это общечеловеческая катастрофа. Соответственно, масштаб поэмы столь же велик — начиная от всей вселенной и заканчивая конкретным человеком, его внутренней сущностью, его душой. Революционная стихия разрушает старый мир, но после такой революции так и не рождается, как утверждает Блок, «третья правда».
Впереди, как не вглядывается поэт, больше ничего нет, а сзади остался только «старый мир, как пес бездомный». И на вопрос:что впереди? — нет ответа. Описывая все эти картины разрушения и уничтожения прошлой действительности, А. А. Блок одновременно подчеркивает и святость такой революции. Так, самих красногвардейцев, которые несут смерть старому миру, неожиданно возглавляет сам Христос. Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим,…
В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. Таким образом, получается, что у А. А. Блока святыня и грех постоянно сливается во что-то единое. Читыая поэму «Двенадцать» читатель постоянно сталкивается с тем, что все красногвардейцы очень часто, на протяжении всей поэмы, отрекаются от Христа: От чего тебя упас Золотой иконостас? Поэт неоднократно подчеркивает в своей поэме, что красногвардейцы идут без креста: «Эх, эх, без креста!».
Двенадцать красногвардейцев постоянно пытаются отречься от Христа. Но ведь именно Христос — символ нравственности русского народа и он не покидает красногвардейцев. Это и есть еще одна двойственная сторона поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Сам поэт не ожидал такого финала: «Мне тоже не нравиться конец «Двенадцати», но я бы хотел бы, чтобы этот конец был другой. Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос?
Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел я Христа…». Прочитывая еще раз поэму, понимаешь, что главное-то здесь находиться над самой стихией, над всем этим безумством — это Исус Христос, который в итоге должен привести «двенадцать» к возрождению и святости.
Читательская публика очень бурно встретили поэму А. А. Блока «Двенадцать». Произведение получило сразу две различные группы отзывов. Кто-то говорил, что поэма «Двенадцать» — это гимн революции, а кто-то, наоборот, утверждал — что это проклятие революции. Двойственность поэмы Блока чрезвычайно точно подметил и проанализировал В. В. Маяковский в своей «Оде революции»:
Тебе обывательское
— О будь ты проклята трижды! —
И мое, Поэтово — О четырежды славься, благосвенная!..
По мнению Маяковского, революции происходят по объективным законам истории — настоящий мир слишком стар, душен и бесчеловечен. В том старом мире Блока видно нарастание народной стихии, которая в итоге становиться неуправляемой. В своей статье «Умер Александр Блок» Маяковский пишет: «А.
А. Блок честно и восторженно подошел к нашей революции в совей знаменитой поэме «Двенадцать»». И главное здесь то, что поэт все таки встал на сторону октябрьской революции и воспел ее в своем наилучшем произведении — в поэме «Двенадцать».
Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»