Дворовые слуги и учителя в пьесе по комедии Недоросль
Дворовые слуги.
В ином освещении дает драматург образы слуг Простаковой С большой художественной мой силой нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым-Скотининым.
Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у нее сильно развито чувство долга.
Не щадя себя, она оберегает
Я те бельмы-то выцарапаю». Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У нее нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста.
Служа своим мучителям, «живота не жалея», Еремеевна живет в постоянном страхе, трепещет перед своей свирепой госпожой: «Ах, уходит он его! Куда
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принужденной служить извергам-помещикам, не способным оценить ее верную службу.
Образ Еремеевны глубоко жизненный. Впоследствии мы встретимся с подобными образами крепостных слуг, хотя и в иных вариантах, у Пушкина, у Гончарова, у Чехова.
Другой тип крепостного слуги выведен в образе портного Тришки. Тришка выступает только в одном явлении комедии, произносит всего несколько фраз, но благодаря искусству Фонвизина у читателя составляется довольно полное представление об этом человеке. Тришка — талантливый самоучка: не учась шить, он сшил кафтан Митрофану «изряднехонько», по выражению Скотинина.
Он умно и логично отвечает Простаковой, находчив, держится с достоинством.
Учителя.
Правдивы, жизненно убедительны в комедии образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.
Отставной солдат, Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», — говорит он. В городе он помогает приказным «то счетец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин зари совал образ Цыфиркин а с явным сочувствием.
В другом — освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков», да еще растолковывает слово червь — «сиречь животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне.
Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчеркнуты церковнославянизмы, вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошел в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика.
Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.
Образ Вральмана отражает типичную сторону жизни дворян XVIII века: обычай поручать воспитание и обучение детей иностранцам, часто совершенно не подходящим к роли учителя. Об этом писали сатирические журналы XVIII века. Тип такого учителя потом вывел Пушкин в лице Бопре в «Капитанской дочке».
Подвергнув сатирическому обличению злонравных и свирепых помещиков-крепостников, Фонвизин противопоставляет им группу положительных лиц, представителей просвещенного дворянства, близких ему по своим взглядам и деятельности. К ним относятся: Стародум, Правдин, Софья, Милон. Полнее всего раскрыт образ Стародума.
Дворовые слуги и учителя в пьесе по комедии Недоросль